А гастев центральный институт труда. Цит, нот и алексей гастев или как революционный поэт изменил мировой подход к труду. Отрывок, характеризующий Центральный институт труда

Идея трудовой установки разработанная цит позволила. Цит, нот и алексей гастев или как революционный поэт изменил мировой подход к труду. Отрывок, характеризующий Центральный институт труда

А гастев центральный институт труда. Цит, нот и алексей гастев или как революционный поэт изменил мировой подход к труду. Отрывок, характеризующий Центральный институт труда

    Введение
  • 1 История
  • 2 Основные направления деятельности ЦИТ
  • 3 Публикации и периодические издания
  • 4 Руководство и кадровый состав
  • Примечания

Центральный институт труда, (ЦИТ) – научно-методический центр в области научной организации труда Российской Советской Республики (1921-1924) и СССР (1924-1940) .

1. История

3 июня 1921 г. состоялась встреча А. К. Гастева – революционера, увлечённого идеями научной организации труда с В. И. Лениным, с которым Гастев был знаком еще по швейцарской эмиграции.

Гастев получает поддержку всех своих идей, направленных на научную организацию труда (НОТ). Для их реализации Институт труда, созданный в 1920 г.

при ВЦСПС, и Институт экспериментального изучения живого труда Наркомтруда были объединены в Центральный институт труда (ЦИТ), который возглавил А. К. Гастев. Уже 24 августа 1921 г.

был издан декрет Совета Труда и Обороны об организации и задачах Центрального института труда (ЦИТ), за подписью В. И. Ленина, данным декретом ЦИТ был признан «учреждением по разработке, демонстрации и пропаганде принципов научной организации труда и подготовки рабочей силы».

В 1931 передан в ведение ВСНХ СССР.

Во второй половине 1930-х деятельность ЦИТ подвергается критике, прикладные науки о труде обвиняют в идеализме и методологической нейтральности, им навешивается ярлык «буржуазных» наук.

Закрываются все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, в значительной степени свертывается работа ЦИТа и местных институтов труда (в 1920-х годах их было свыше 10).

В 1939 основателя и бессменного руководителя ЦИТ Гастева расстреляли за антисоветскую деятельность (по сути за пропаганду идей НОТ).

В конце 1940 ЦИТ передан в наркомат авиационной промышленности. Деятельность института была перепрофилирована и сконцентрирова на авиационной промышленности. 24 ноября 1940 г. на базе ЦИТ приказом Наркомата авиационной промышленности СССР был создан Трест организации авиационной промышленности «Оргавиапром», которым руководил один из создателей авиационной промышленности СССР П.

Г. Щедровицкий. 27 апреля 1944 г. Трест «Оргавиапром» был переименован в Научно-исследовательский институт по организации авиационной промышленности «Оргавиапром» (НИИ «Оргавиапром»). 26 мая 1947 г. приказом Министерства авиационной промышленности СССР НИИ «Оргавиапром» был переименован в Научно-исследовательский институт технологии и организации производства (НИАТ). .

В настоящее время правопреемником ЦИТ является Национальный Институт Авиационных Технологий (НИАТ) .

2. Основные направления деятельности ЦИТ

ЦИТовскиие инструкторы по СССР, 1926

Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров. ЦИТ разработал на основе доктрины «трудовых установок» Гастева оригинальную технологию профессионального обучения – «систему (метод) ЦИТа», ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих.

Этот метод был основан на обучении рабочих определённым, наиболее рациональным трудовым приёмам изготовления продукции на основе расчленения операций на приёмы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных.

Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол.

В 1924 г. при Центральном институте труда было организовано акционерное общество «Установка», занимавшееся внедрением новшеств на предприятиях.

По характеру деятельности его сравнивают с крупной современной консалтинговой фирмой. Услуги «Установки» быстро приобрели популярность у большого числа руководителей, хотя за них нужно было платить.

У института появились деньги, через полгода он отказался от государственного финансирования.

Расцвет практической деятельности ЦИТа пришелся на 1930-1934-е годы, масштаб его деятельности характеризуют следующие данные:

  • Свыше 400 предприятий и строек, которые обслуживал ЦИТ.
  • Свыше 500 тыс. рабочих, подготовленных на базах ЦИТ. В частности, для Сталинградского тракторного завода в начале 1930 года было подготовлено более 8 тыс. человек. Ни одна система подготовки рабочей силы, кроме цитовской, не могла угнаться за такими темпами.
  • Около 200 профессий, по которым ЦИТ проводил обучение специалистов,
  • Около 1700 учебных пунктов (баз, цехов) ЦИТ было создано в разных уголках страны,
  • Свыше 20 тыс. инструкторов, организаторов производства были подготовлены в ЦИТ.

Инструкторы ЦИТ действовали во всех ведущих отраслях народного хозяйства – в машиностроении, металлургии, строительстве, лёгкой и лесной промышленности, на железных дорогах и автотранспорте, в сельском хозяйстве и даже в военно-морском флоте. ЦИТ также проводил «трудовые чемпионаты» – прообраз профессиональных конкурсов.

Правильное расположение инструмента. Из памятки ЦИТ для рабочих, 1924

Отличительной особенностью методов исследования и рационализации трудовых процессов, проводимых ЦИТ, было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях – так называемое исследование на узкой базе.

ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе.

Его базами были лаборатории и «трудовая клиника» ЦИТа, опытные станции («оргастанции»), учебно-установочные цехи на предприятиях; АО «Установка», имевший экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования.

Также впервые в мировой практике ЦИТ начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий.

3. Публикации и периодические издания

Институт был самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления. А. Гастев написал более 200 монографий, брошюр, статей.

Под его руководством институт превратился в ведущий исследовательский, учебный и практико-рационализаторский центр России в области научной организации труда и управления.

Институт сочетал в себе исследовательское, педагогическое и консультационное учреждение, чего ещё не было даже в Европе.

А. Гастев с 1932 по 1936 гг. был главным редактором журнала «Вестник стандартизации» (ныне – «Стандарты и качество»).

ЦИТ издавал собственные труды, методические материалы, журналы «Установка рабочей силы» (1926-31) и «Организация труда» (1921-33). Специалисты ЦИТ публиковали статьи, освещающие зарубежные события в области НОТ с анализом передовых методик и новинок.

В 1924 году доклад Гастева на Международном конгрессе по НОТ в Праге был выслушан с особым интересом, поскольку русские предложили практическую методику обучения и тренировки инструкторов на базе нового понимания организации труда, которой не было даже на Западе.

Один из «отцов современного трудоведения» в США и сподвижник Тейлора Фрэнк Гилбрет (англ. Frank Bunker Gilbreth ) признался, что «русские глубже нас входят в НОТ».

Появились статьи и очерки в профессиональных журналах, в том числе в немецком журнале «Организация труда в промышленном хозяйстве», в «Бюллетене Тейлоровского общества», в промышленном журнале США «Менеджмент инженеринг».

4. Руководство и кадровый состав

Е. А. Петров, Н. М. Бахрах, А. К. Гастев – на заседании Президиума ЦИТа, 1928

Основатель и директор ЦИТ:

  • Гастев, Алексей Капитонович

В ЦИТ работали инженеры, специалисты по биомеханике, психотехнике, психофизиологии труда, рефлексологии, экономисты в том числе:

  • Бахрах, Натан Маркович – после передачи ЦИТ в ведение НКАП, главный инженер Московского авиационного завода №39
  • Бернштейн, Николай Александрович – заведующий лаборатории по изучению движений, позже лаборатории биомеханики
  • M.P. Журавлев,
  • Кекчеев, Крикор Хачатурович – заместитель директора и заведующий отделом изысканий (в области физиологии труда)
  • Левитов, Николай Дмитриевич
  • Немцов, Владимир Иванович – заведующий конструкторским бюро
  • Толчинский, Анатолий Абрамович – заведующий сенсорной лаборатории
  • Шпильрейн, Исаак Нафтульевич и др.

Примечания

  1. Рабочий-поэт и стандарты – ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=45654
  2. Филиал Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД), г. Самара – guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=231&sid=779477
  3. Национальный Институт Авиационных Технологий. История предприятия – niat.ru/design/page_rus.php?id=67
  4. Нестандартный Гастев. Журнал «Стандарты и качество» 01.09.2004 – ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=5495
  5. 12 Тейлор и Гастев. Журнал «Эксперт» № 18 (703) / 10 май 2010 – www.expert.ru/expert/2010/18/teylor_i_gastev/
  6. История менеджмента – www.ido.rudn.ru/lectures/201/H9.htm

Источник: https://ptpr.ru/old-age/ideya-trudovoi-ustanovki-razrabotannaya-cit-pozvolila-cit-not-i-aleksei-gastev.html

Культура труда и управления Гастева

А гастев центральный институт труда. Цит, нот и алексей гастев или как революционный поэт изменил мировой подход к труду. Отрывок, характеризующий Центральный институт труда

Aльбeрт Ивaнoвич Kравченкo, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии организаций социологического факультета МГУ, главный научный сотрудник Института социологии РАН.

20-е годы представляют собой, пожалуй, самую яркую страницу в истории отечественной науки управления. Этот период поражает воображение современников не только грандиозностью замыслов, количеством новых идей, проектов и теорий, ожесточенностью идеологических дискуссий, но и грандиозностью личностей, которых дал Отечеству «серебряный век».

Несомненно, лидером отечественной науки управления и НОТ в 20-е годы был А.К. Гастев. Несколько слов о его биографии.

Алексей Капитонович Гастев (1882—1941), экономист, социолог, был активным деятелем революционного и рабочего движения в России, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих в Костроме, выступал на митингах с разоблачением эсеров и меньшевиков, участвовал в работе III и IV съездов РСДРП.

За плечами у Гастева не только революционный, но огромный производственный опыт: слесарь на заводах России и Франции (где он закончил Высшую школу социальных наук), а после Октябрьской революции — один из руководителей на предприятиях Москвы, Харькова и Горького, наконец, секретарь ЦК Всероссийского союза металлистов. Известен он и как поэт, его литературное творчество высоко ценили В.В. Маяковский и А.В. Луначарский. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.

С 1921 по 1938 г. возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве. Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики.

Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс.

квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.

Разработки Гастева получили мировое признание, они изучаются в США, Англии, Франции и других странах.

1. Концепция культурных установок

Промышленное возрождение России, по мнению Гастева, неотделимо от культурного переворота.

Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры — рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закрепляется в социально-психологической культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоотношениях, а результируется в подъеме общей культуры производства.

Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанному в течение всего дня темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывается при работе операционной, а труднее — при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом.

На тяжелой, неритмичной работе, считает Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо от того, приятно ему или нет.

Искусство коллективной работы, по Гастеву, основывается на умении приспосабливать личные цели к общим задачам, на способности точно и своевременно выполнять распоряжения. Первым актом «организационного тренажа» является обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом принципе и строится у Гастева новая наука — «педагогика тренировки».

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Концентрированные правила конструктивной критики

Ее методы и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа».

Если гимнастика выступает в качестве «чистой техники движения», то задача имитационного упражнения — приучить человека к нагрузке.

На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма.

Для руководителя Гастев предлагал полугодовой испытательный срок, в процессе которого за кандидатом на выдвижение проводились бы тщательные социально-психологические наблюдения и на основании их составлялся «психологический паспорт». Требуемая от руководителя деловая инициатива будет встречена с большим энтузиазмом, если прежде он покажет себя как исполнительный и дисциплинированный работник.

Авторитет в коллективе, основанный на высокой личной культуре труда и профессиональной компетентности, представляет собой фундамент искусства управления. Согласно логике такого подхода, руководитель не приглашается извне, а воспитывается в собственном коллективе.

2. Трудовое обучение

Исходная ступень трудового обучения руководителя — исполнительская работа, простое «послушание, ибо только здесь проверяется, на что способен человек». Исполнительская работа дается труднее распорядительской и требует большего времени, усилий и воли.

В ней воспитывается скорость реакций, быстрота движений, четкость и ритмичность труда; перед будущим руководителем следует ставить задачи «на быструю распланировку стола, обставление комнаты, розыск телефонов, нахождение адресов… ни одного поручения без срока, ни одного задания без измерений».

Лишь после прохождения школы организационно-распорядительской деятельности, работника можно допускать к более сложным, планирующим функциям.

Гастев был убежден, что труднее и дольше осваивается самое простое и элементарное, нежели самое сложное и непонятное.

Поэтому он предлагал начинать с исполнительской деятельности и переходить к распорядительской, начинать с организации труда и переходить к осмыслению ее содержания.

В этом случае не только руководители или рядовые работники, но и любой гражданин должен пройти в своей жизни через школу НОТ.

Такой подход к воспитанию трудовой культуры (а оно, по Гастеву, должно начинаться не в 14 лет, а в 2 года) был созвучен эпохе.

Вместе с тем, новую культуру невозможно создать лишь на послушании, превращающем человека в «винтик» производственного механизма. Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам — молотку, клещам, карандашу.

На производстве важна не сама машина, а установка на нее, т.е. нацеленность на постоянное, каждодневное конструирование, изобретательство.

Для заражения рабочей массы «неустанным бесом изобретательства» необходимо разработать и внедрить эффективную систему методов привлечения работников к управлению. Именно они, а также ежедневное внимание со стороны администрации (обучение, помощь), создадут предпосылки к тому, что рабочий задумается над каждым своим движением и приемом, сможет разобраться в его «анатомии» и устройстве.

Рабочий учится у станка, впитывая логику его движений, а не заучивает правила. Поэтому и трудовая культура — это не сумма усвоенных знаний, а активная «сноровка». Надо начинать с простого ухода и налаживания станка, с тренировки своих движений и лишь затем переходить к усвоению теоретических знаний и формул.

Трудовое обучение как способ воспитания нового человека у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры, ловкости и экономии движений. Метод — бытовая и производственная гимнастика.

Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности — наблюдательности, изворотливости, воли, упорства, дисциплинированности и организованности — проходит по трем линиям: режим, труд и организация.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как найти нужного вам врача

Двигательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элемента торможения». При хорошем владении телом человек не задумывается над техническими моментами своей работы, высвобождая время на творчество. Автоматизм низших форм движений является обязательной предпосылкой свободы для высших, духовных движений человека.

Одним из конкретных инструментов воспитания НОТ в быту являлась у Гастева хроно-карта, т.е. своеобразный учетный документ для записи бюджета времени. Предлагались следующие этапы использования времени: сон, пища, работа, отдых, самообслуживание.

Учет времени воспитывает бережливость, дисциплинированность, способность планировать свой рабочий день, повышает общую культуру человека. Для науки его польза в том, что он вскрывает «социальный скелет» труда и повседневной деятельности людей.

3. Культура труда

Культура труда имеет также экономическое измерение: так, при правильном расположении инструментов работник выигрывает час в течение дня; у культурного человека «всегда все под рукой». Таким образом, НОТ у Гастева — это еще и культура рабочего места. Культура движений органически переходит в культуру поведения, личная культура — в коллективную.

Взаимоотношения людей на производстве, согласно гастевской концепции, требуют определенной «культурной условности», которая смягчает наше общежитие.

Проявлять тактичность в отношениях с другими, приветливость, пусть даже и условную, вместо «нарочито подчеркнутой грубости», — обязанность и право каждого человека.

Эти качества, наряду с дисциплинированностью, способностью подчиняться общей задаче (иначе — исполнительством), энтузиазмом и умением заражать окружающих тем делом, которым вы сейчас занимаетесь, называется социальными установками, составляющими «искусство коллективной работы».

Основное правило совместного труда — скрывать, а не выставлять свою индивидуальность, уметь на первое место ставить не собственное «я», а общие интересы. Научиться этому труднее, чем овладеть индивидуальным тренажером.

Свои основные идеи и взгляды на трудовое воспитание Гастев изложил в самом концентрированном виде в знаменитой «Памятке-правилах», содержащей 16 пунктов правил и наставлений о том, как надо правильно и культурно работать.

4. Памятка-правила

  1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально.
  2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
  3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться и не искать нужного среди ненужного.
  4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно было все это находить наобум.
  5. За работу никогда не надо браться круто, сразу; не срываться с места, а входить в работу исподволь.

    Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говориться, зарежешь, и работу «запорешь». После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.

  6. По ходу работы надо иногда усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.
  7. Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит человека и работу.
  8. Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя.

    Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

  9. Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть; в легкой работе отдышки редкие, но равномерные.

  10. Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае, только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие интервалы, чем во время самой работы.
  11. Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применить снова опять-таки тихо; далее нарочно замедлять, чтобы выдержать.
  12. Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.
  13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.
  14. Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к успеху, смягчить свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится «отравление» воли и работа опротивеет.
  15. В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начиная снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле.
  16. По окончании работы надо все прибрать, все положить на определенное место.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как эффективно управлять информационными потоками

Только практические современные знания и навыки. Учитесь любым навыкам личной эффективности и самоменеджмента по абонементу, со скидкой

Источник: https://www.elitarium.ru/kultura-truda-gastev-rabota-vremya-deyatelnost-nauka-trudovoe-vospitanie-rabotnik-metod-trenirovka-sociologiya-organizaciya/

HOT. Научная организация труда по Гастеву

А гастев центральный институт труда. Цит, нот и алексей гастев или как революционный поэт изменил мировой подход к труду. Отрывок, характеризующий Центральный институт труда

Продолжаем изучать философию труда в разных странах. В прошлый раз мы говорили про рабочие инновации, появившиеся в Японии. Сегодня посмотрим, что полезного предложил Алексей Гастев, советский теоретик НОТ (научной организации труда) и руководитель Центрального института труда.

Кто такой Гастев.

У Алексея Гастева трагическая судьба: революционер, слесарь и студент в Высшей школе социальных наук в Париже, писатель, создатель и руководитель Центрального института труда (ЦИТ), председатель Совета по научной организации труда и Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете труда и обороны, главный редактор журнала «Вестник стандартизации»; переписывался с заводами Ford, изучая организацию труда; в 1935-м возглавлял советскую делегацию на Международном конгрессе по стандартизации в Стокгольме; весной 1939-го был репрессирован.

Как теоретик НОТ, то есть научной организации труда, Алексей Гастев предложил в своих книгах много занятных идей.

Сформулированы они в духе того времени, поэтому сейчас многое звучит комично, но по сути там есть над чем подумать и что потестить в своей практике.

Мы выбрали тезисы Алексея Гастева из книги «Как надо работать» и переработали их так, чтобы его идеи можно было применить в современных реалиях. Наводите курсор, здесь есть интерактивные элементы.

Как надо работать. Идеи Гастева

Что такое НОТ. Научная организация труда основана на расчете и строго учтенном опыте. Ее основная идея – перевоспитание себя и других для точного, быстрого и творческого производства. НОТ можно ввести везде и при любых условиях.

НОТ предполагает, что любой прием вы раскладываете на части, затем сравниваете их, выбираете лучшие, строите из лучших частей ряды и располагаете их так, чтобы работа становилась точной, экономной по времени и наименее утомительной. Если хотите ввести НОТ, станьте мастером хотя бы одной операции – рассчитайте ее и ускорьте.

Отшлифуйте свои самые простые действия в работе – сначала доведите до совершенства каждый из простейших приемов.

Чистота и порядок. Чистота – начальная установка научной организации труда. Уберите все лишнее с рабочего места – вы почувствуете бодрость и подъем. Внешний беспорядок – даже в мелочах – разлагает, нарушает установку в работе.

Планирование. Обычно работа не удается из-за частых перерывов и неряшливости, а они возникают из-за непродуманности.

Не хватайтесь за работу сразу, помедлите немного, чтобы досконально продумать и распланировать ее. Пусть поработает техническое бюро в вашей голове. В вашем сознании должны выстроиться модель готовой работы и порядок приемов.

Если работа сложная и сразу все продумать нельзя, продумывайте операции или группы работ.

Инструментарий. Обеспечьте себя/сотрудников хорошим инструментарием – иначе это не работа, а суета. Не беритесь за работу, пока не подготовлены все инструменты.

Лучший способ избежать рассеянности – располагать инструменты в порядке, нужном для работы.

Определите этот порядок раз и навсегда, чтобы находить нужное не глядя – условно, вы выиграете час в течение дня, а значит, целый день из каждых восьми.

Стиль работы. Работайте ровно, без приливов и отливов. Работа сгоряча, приступами портит и человека, и результат. В каждом деле будьте лаборантом: точно учитывайте, тщательно соблюдайте и постоянно сопоставляйте.

Рабочая культура заключается в выдержке, умении распределять и постепенно приучиться в течение дня трудиться выдержанным темпом и с единой скоростью. Тренироваться в этом хорошо на простой однообразной работе – легче следить за темпом.

Приладка. В тяжелых и сложных работах важна «приладка», «установка». Когда хотите осилить что-то сложное, нужно приладиться к работе: настройте ум и тело, испробуйте. Если браться за работу горячо, организм начинает бунтовать, и вы сдаете, остываете.

Зачастую мы быстро работаем вначале, но вскоре замедляемся и начинаем саботировать (буквально «саботаж» переводится как «кропание, медленная работа»), а под конец делаем нажим – и сначала скорость увеличивается, но затем совершенно замедляется.

Чтобы работать в ровном темпе, входите в работу «исподволь».

Делегирование. Сложную работу раскладывайте на части и передавайте их другим – сотрудники наловчатся на отдельных работах, почувствуют себя уверенно и выработают ровный темп.

Настроение. Мирное настроение помогает работе, а спокойная, выдержанная работа делает настроение мирным.

Отдых. Не допускайте в работе напора, доводящего до изнеможения, и отдыха, доводящего до лени. Если отдохнуть немного, потом поработать, а затем отдыхать долго – так вы только развращаете себя и ухудшаете результаты. Даже в начале работы, когда нет большой потребности в отдыхе, делайте небольшой перерыв – он помогает приладиться.

В течение 2 часов отдыхайте по 3–5 минут – тогда в течение дня вы продержитесь гораздо лучше и сделаете больше. Можно из 8 часов работать 4 и отдыхать 4 – и чувствовать себя разбитым. А можно из 8 часов отдыхать только 2 и не уставать – все зависит от того, как распределить отдыхи. Рассыпайте отдых равномерно.

Если работа не идет, сделайте перерыв и приведите в порядок рабочее место и себя (помойте руки, поправьте одежду и т. д.).

Перекусы. Во время работы не стоит есть и пить чай. Это плохо и для дела, и для желудка, и для характера – только отбивает выдержку. Привычка много пить чай замедляет жизнь организма и делает вас нервным.

Мотивация. Вдохновляйтесь трудностью работы в надежде победить ее. Изобретайте способы легко преодолеть сложности. Не работайте «начерно», становитесь «артистами работы».

Менеджмент. Ставьте задачи и организовывайте процесс таким образом, чтобы люди входили в работу постепенно. Подготавливайте их, а потом давайте четкие указания.

Искусный организатор может развернуть дело в ограниченном времени и небольшом пространстве, с небольшим количеством инструмента и материалов. Он переводит время в пространство, а пространство – во время.

При недостатке инструмента он находит выход в материале, а при недостатке материала – в инструменте.

Инновации. Прежде чем изменить способы работы, тщательно изучите их. Культивируйте творческую волю, которая всегда хочет модели, а не замысла. Не надоедайте всем со своим изобретением, просто претворите его в вещь. Не стремитесь сразу к широкому размаху – покажите себя на узкой базе.

Приспособления. Если вы хотите, чтобы продукт или работа получались точно и скоро, придумывайте приспособления. Каждое приспособление может состоять из 3 частей: того, что точно определяет место (шаблоны); того, что точно определяет направление движения; и того, что приводит в движение.

Lean. Главное качество тех, кто работает по научной организации труда, – крайняя бережливость по отношению к материалу и человеческой энергии.

Операционный учет. Проведите операционный учет. Разбейте работы на группы, а группы – на операции. Опишите каждую операцию и приемы. Затем составьте схему работ.

После этого проведите точную регистрацию групп, операций и приемов: сколько времени у разных сотрудников уходит на одни и те же задачи, что они делают по-разному? Исключите лишние приемы, замените их наиболее рациональными из замеченных. Сделайте инструкционные карточки.

Результат. Показывать работу сразу после выполнения – дурная привычка. Нужна выдержка.

Иконки: streamline.com

Смотрите на Zillion

Делегирование и контроль

Управленческий учет для собственников

Подготовка розничного персонала

Управление квалификацией сотрудников

Мотивация в деле. Законы эффективности персонала

Как повысить КПД и раскрыть потенциал сотрудника

Комменты, & Share

Источник: https://zillion.net/ru/blog/4796/hot-nauchnaia-orghanizatsiia-truda-po-gastievu

Алексей Гастев (Aleksei Gastev) | Lean-гуру

А гастев центральный институт труда. Цит, нот и алексей гастев или как революционный поэт изменил мировой подход к труду. Отрывок, характеризующий Центральный институт труда

Алексей Капитонович Гастев (26 сентября (8 октября) 1882 года, Суздаль — 15 апреля 1939 года, Коммунарка) — русский революционер, профсоюзный деятель, поэт и писатель, теоретик и практик научной организации труда, руководитель Центрального института труда.

Родился в семье учителя и портнихи. Отец умер, когда Гастеву было два года. По окончании городского училища и технических курсов Алексей Гастев поступает в Московский учительский университет, но вскоре был исключен оттуда за политическую деятельность. В 1901 г. Гастев вступает в РСДРП и бросив учебу в 18 лет, становится профессиональным революционером.

Во время Первой русской революции был председателем Костромского совета рабочих депутатов и руководителем боевой дружины. Преследуемый властями в 1906 г. Гастев был сослан в Нарымский край, но бежал. В 1907 г. вступил в профессиональный союз рабочих-металлистов (ВСРМ). С 1907 по 1918 г. был членом правления ленинградского союза металлистов. До 1917 г.

находился на нелегальном положении. Скитался по тюрьмам и ссылкам. Работал слесарем на заводах в Ленинграде, Харькове, Николаеве. Некоторое время живет, работает и учится в Париже, куда эмигрировал, преследуемый за политическую деятельность. В 1914 г. Гастев, после возвращения в Россию, — снова сослан в Сибирь.

Февральскую революцию встречает в побеге и выходит из подполья.

В первый раз художественное произведение Гастева опубликовано в 1904 г. — рассказ «За стеной», из жизни политических ссыльных. Писал стихи в 1913-1919 годах, основная форма — стихотворения в прозе. В 1918 участвовал в работе Пролеткульта, где опубликовал первую книгу стихов «Поэзия рабочего удара», выдержавшую до 1926 шесть переизданий.

В 1917—18 гг. Гастев — секретарь ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов (ЦКВСРМ). С момента Октябрьской революции работает в качестве профессионалиста, управляющего промышленными предприятиями и журналиста. Работает в управлении заводов Москвы, Харькова, Николаева, организует рабочее самоуправление через сеть профсоюзов.

В 1921 г., после организации Центрального института труда (ЦИТ) при ВЦСПС, Алексей Гастев назначен его руководителем. В 1926 г. награжден орденом Красного Знамени «за исключительную энергию и преданность делу».

Оставив деятельность в области художественной литературы Гастев с 1920 писал только статьи посвятив себя работе по организации труда. Основным научным трудом Гастева является книга «Трудовые Установки» (издана в 1924 г.), где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам.

Целый ряд книг написан Гастевым по вопросам профессионального движения, научной организации труда и строительства новой культуры: «Индустриальный мир», «Профсоюзы и организация труда», «Как надо работать», «Время», «Восстание культуры», «Юность, иди!», «Новая культурная установка» и др.

Редактировал журнал «Организация Труда» и сборник «КИУ» («Конструктор—Изобретатель—Установщик»).

Предыстория ЦИТ тесным образом связана с именем В. И. Ленина. Так, после личной беседы с А. К. Гастевым он направил письмо в Наркомфин со следующими строками: «Хочется мне помочь товарищу Гастеву, заведующему Институтом труда.

Ему надо на 0,5 миллионов золотом прикупить. Этого, конечно, теперь мы не можем… Подумайте, узнайте точнее и постарайтесь исхлопотать ему известную сумму. Такое учреждение мы все ж таки, и при трудном положении, поддержать должны».

Президиум ВЦСПС, назначивший А. К. Гастева руководителем ЦИТ, не ошибся в своем выборе. Из настоящей книги читатель узнает, что выдающийся деятель партии и государства, председатель ВЦСПС М. П. Томский, всегда горячо и последовательно защищавший ЦИТ от нападок многочисленных оппонентов А. К.

Гастева, не разделявших его идеи, уже через три года скажет: «Я горжусь тем… что ЦИТ — это наше детище, и я считаю все заслуги в этом отношении за А. К. Гастевым». И действительно, под руководством А.

Гастева институт быстро превратился в ведущий научный, рационализаторский и учебный центр страны в области организации труда.

В деятельности Гастева прежде всего обращает на себя внимание масштабность в постановке вопросов труда. Вся научная школа А. К. Гастева не сводила их только к повышению производительности труда, улучшению качества, снижению себестоимости и т. п.

Для социалистического производства, считал автор и его коллеги по институту, этого недостаточно. Проблема неизмеримо радикальнее, ибо она заключается в полной органической реконструкции всей производственной структуры и прежде всего главной производительной силы — трудящегося.

Задача состоит в том, писал А. К.

Гастев, каким образом перестроить производство, чтобы в самой его организационной технике постоянно слышался призыв к непрерывному совершенствованию, непрерывному улучшению как производства, так и того ограниченного поля, на котором работает каждый отдельный руководитель.

Решение столь грандиозной задачи А.

Гастев связывал с развитием социалистической науки о труде и управлении производством, призванной выявить и сформулировать специфические принципы, а также разработать методы организации труда, имманентные новому типу экономического базиса и позволяющие коренным образом реорганизовать сам процесс труда, который должен превратиться «из тяжелого ярма для рабочего» в «положительный творческий процесс».

Такая полная реорганизация труда на научной основе не может, однако, произойти автоматически. Осуществление ее требует смелых новаторских поисков, решительных экспериментов, в основу которых должна быть положена всесторонне разработанная концепция социалистической организации труда и управления производством. А. К.

Гастев хорошо понимал (в отличие от исследователей более позднего времени), что процесс формирования такой концепции не может происходить автономно, в стороне от столбовой дороги мировой научной мысли.

Он считал, что для создания собственной концепции необходимо критически переосмыслить теоретические достижения и практический опыт, накопленные в промышленно развитых капиталистических странах.

Вопрос о необходимости изучения буржуазной науки и практики организации труда и управления трактовался им с ленинских позиций; ему в равной мере претили и подобострастное отношение к новейшим западным научным системам, и чванливый скептицизм отдельных советских экономистов (например, О. А. Ерманского).

Указанные исходные посылки были положены в основу всей деятельности ЦИТ, который сформулировал свою собственную концепцию научной организации труда и управления производством, самобытную, оригинальную и вместе с тем в достаточной мере трансформировавшую и интегрировавшую все наиболее ценные находки буржуазной организационно-управленческой мысли, прежде всего таких ее «столпов», как Ф. Тейлор, Г. Форд, Ф. Гилбрет, Г. Ганг и др. Разработанная коллективом ЦИТ концепция, названная А. К. Гастевым концепцией трудовых установок, включала в себя три главных, органически взаимосвязанных направления: теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места; методику рационального производственного обучения; теорию управленческих процессов. Важно отметить, что концепция ЦИТ была многогранна, она в комплексе охватывала сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики. Более того, она содержала в себе в зародыше основы таких наук, как кибернетика, инженерная психология, эргономика, праксеология, которые получили признание и начали широко развиваться в последующие годы. Не случайно сами авторы называли свою концепцию «технобиосоциалыюй».

Чрезвычайно интересно сопоставление цитовской концепции с наиболее яркими и популярными в тот период учениями Ф Тейлора и Г. Форда (с последним А. К. Гастев поддерживал регулярную переписку).

Использованы материалы: «У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи» — Сост. Э. Б. Корицкий; Википедия.

Записи, связанные с человеком:

  • К размышлению — Круглый стол по итогам Кубка Гастева 2012
  • Кубок Гастева

←Эдвард Деминг (W. Edwards Deming) Дэниел Джонс (Daniel Jones)→

Источник: http://www.leaninfo.ru/people/aleksey-gastev/

Гастев Алексей Капитонович: биография и фото

А гастев центральный институт труда. Цит, нот и алексей гастев или как революционный поэт изменил мировой подход к труду. Отрывок, характеризующий Центральный институт труда

Будучи поэтом большевистской эпохи, этот человек стал новатором в системе управления производственным процессом и организации труда. Он предпринимал попытки разработать теорию индустриальной педагогики, которая раз и навсегда нивелировала роль психологии ремесленничества.

А еще Гастев Алексей Капитонович прославился на поприще стихосложения. Кроме этого, этот человек тратил много времени на помощь простым людям.

Его многочисленные научные монографии и сегодня актуальны для кадрового звена менеджеров, пытающихся грамотно организовать рабочий процесс.

Так кто же он, Гастев Алексей Капитонович, и что вообще известно об этом, безусловно, талантливом человеке? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Годы детства и юности

Итак, герой статьи – Гастев Алексей Капитонович. Биография кратко этого общественного деятеля, поэта, революционера и теоретика организации труда наверняка будет полезной хотя бы для общей образованности.

Он появился на свет в городе Суздале. Гастев Алексей Капитонович (дата рождения – 26 сентября 1882 года) очень рано потерял отца, который учительствовал в обычной школе. Оставшись с матерью, которая зарабатывала шитьем одежды, он с детских лет ей помогал, чтобы их семья не оказалась за чертой бедности. И, несмотря на тяжелое материальное положение, мальчик все же пошел учиться в школу.

Более того, после ее окончания Гастев Алексей Капитонович сначала поступает в училище, а затем становится слушателем технических курсов.

Юноша проявляет прилежность в учебе, поэтому у него есть все шансы стать студентом столичного учительского института, и он не упускает такую возможность.

Однако в молодые годы он сильно увлекся революционным движением, поэтому вышеуказанный вуз он не окончил по причине его исключения из оного.

Приверженец идей революции

В восемнадцатилетнем возрасте Гастев Алексей Капитонович становится ярым активистом в политической жизни страны, поддерживая «леворадикальные» течения.

Он пополняет ряды РСДРП. Естественно, молодой человек попадает в поле зрения сотрудников жандармерии и подвергается многочисленным арестам и ссылкам, отбывает наказание в Архангельской, Вологодской, Томской губерниях.

В перерывах между ссылками он трудится рабочим на промышленных предприятиях Харькова, Санкт-Петербурга. В 1906 году юноша начинает пропагандировать и поддерживать профсоюзное движение. Вплоть до Октябрьской революции Алексей Капитонович, находясь на родине в статусе нелегала, неоднократно скрывался от властей за границей, в частности в Париже.

В 1907-м Алексей Капитонович Гастев, биография которого содержит немало интересных и примечательных сведений, вошел в состав правления Петроградского союза металлистов и вскоре после этого стал секретарем ЦК этой структуры. Но после революции его акценты в профессиональной деятельности несколько сместились.

Нива писательства

В начале 20-го столетия Алексей Капитонович Гастев, фото которого еще не появлялось в прессе, начинает раскрывать свой талант поэта.

Его дебютное произведение, появившееся на страницах печати в 1904 году, называлось «За спиной». Это был рассказ, повествующий о непростой жизни политических активистов, подвергшихся ссылке в отдаленные уголки Родины. Спустя некоторое время стали издаваться сборники произведений Гастева, последний из которых вышел в 1923 году в Москве.

Новые горизонты

В начале 20-х годов Алексей Капитонович постепенно оставляет поприще художественной литературы и все больше начинает увлекаться проблемами рационализации труда. Он инициирует создание Центрального института труда (ЦИТ) при ВЦСПС и сам возглавляет свое детище.

Именно благодаря этой структуре Гастеву удается воплотить в жизнь все свои замыслы, изложенные в научных монографиях. За то время, что он возглавлял ЦИТ, экс-революционеру удалось обучить своим методикам сотни тысяч кадров, причем, по отзывам директоров предприятий, они стали грамотнейшими специалистами своего дела.

Слава о заведении, руководителем которого был Алексей Гастев, начала распространяться с огромной скоростью, и вскоре преподаватели ЦИТа стали инструктировать кадры в самых отдаленных регионах СССР.

Актуальные вопросы организации рабочего процесса

Естественно, в 30-е годы имелись серьезные огрехи в системе организации труда на советских предприятиях.

Как раз на них и обратил пристальное внимание Гастев Алексей Капитонович. «Как надо работать?» – именно так называется его научный труд, посвященный вопросам грамотного планирования рабочего процесса. Его автор подчеркивал, что рабочий человек изначально не знает, как работать в коллективе, и нередко противится подчиняться человеку, который по карьерной лестнице стоит выше.

И, конечно же, порой работник пренебрегает инструктажем, который поступает сверху, не видя ничего зазорного в этом. Именно эти проблемы подробно рассматривает Гастев, и, как показывает практика, после прочтения литературы, человек действительно хочет стать исполнительным и дисциплинированным работником.

«Стихийная распущенность – корень зла»

Автор считал, для развития индустриализации нужна революция в культуре. И культурное воспитание не будет иметь развитие, если не будет борьбы со «стихийной распущенностью» и насаждения в обществе правил бытовой культуры, которые регламентируют режим правильного питания и отдыха, планирования дня. Но одного этого недостаточно, чтобы исправить ситуацию.

Необходимо улучшать социально-психологическую атмосферу в обществе, что позволит индивиду контролировать свое поведение и эмоции.

«Бережливое мышление»

В 1924 году выходит еще одна фундаментальная работа Гастева. Она называется «Трудовые установки». В этой монографии Алексей Капитонович подробно проанализировал обучающую трудовым приемам теорию ЦИТа.

Его научная доктрина стала предпосылкой создания современных принципов бережливого мышления.

Гастев напечатал несколько методических рекомендаций по подготовке целого ряда специалистов, в числе которых: слесарь, текстильщик, монтер, кузнец, авиатор, токарь.

В своем исследовании, цель которого заключалась в подготовке рабочей силы, Алексей Капитонович задействовал метод изучения движений при выполнении той или иной работы.

В качестве инструмента для проведения анализа он выбрал циклографию (снимки некоторых элементов движения органов человека, участвующих в труде).

Добившись успеха в проведенных исследованиях, он перешел к глобальному переобучению специалистов, учредив для этих целей коммерческую компанию «Установка».

Колоссальный опыт довоенных и постиндустриальных лет, поездки за границу на передовые предприятия, дали возможность ученому спродуцировать теорию Научной организации труда (НОТ), принципы которой взяли на вооружение даже США.

А вот советские чиновники скептически отнеслись к бережливым принципам Гастева, и его научные изыскания, изложенные во множестве монографий, были ими проигнорированы.

В начале 30-х годов Алексей Капитонович стал главным редактором журнала «Вестник стандартизации». Также он работал в печатных изданиях «Установка рабочей силы» и «Организация труда».

Ученый старался воспринимать мир творчески. В своих научных трудах он уже не касается тем мировой революции и космополитизма, его более заботят проблемы простого человека. Их практическое значение огромно и в сегодняшнее время.

В 1938-м ученого взяли под стражу по ложному доносу «чекисты». А в 1939 году Алексей Гастев был расстрелян.

Источник: https://FB.ru/article/273900/gastev-aleksey-kapitonovich-biografiya-i-foto

Правсила
Добавить комментарий