Благотворительные фонды коммерческая организация или. Может ли благотворительный фонд заниматься коммерческой деятельностью? Обращение исполнительного директора

Как благотворительные фонды управляют деньгами мелких жертвователей

Благотворительные фонды коммерческая организация или. Может ли благотворительный фонд заниматься коммерческой деятельностью? Обращение исполнительного директора

Граждане России активно занялись благотворительностью. Согласно исследованию фонда «CAF Россия», в 2015 г. 50% экономически активного населения России (44,5 млн человек) совершали денежные пожертвования благотворительным организациям, а в 2014 г. – 41% (33 млн человек). Растет и объем жертвований. Например, за первые девять месяцев 2015 г.

через сервис «Яндекс.Деньги» россияне перевели 372 млн руб. на счета благотворительных фондов, это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2014 г. В сфере благотворительности выделилась даже особая когорта фондов, которые работают преимущественно с деньгами мелких пожертвователей.

Всего, по данным Минюста, в стране сейчас насчитывается 1684 благотворительных института.

Фонд «Нужна помощь» (который привлекает деньги для других благотворительных организаций) собирает средства через интернет-портал «Такие дела». На сайте публикуются тексты на социальные темы. Рядом с каждым из них висит баннер, кликнув на который любой пользователь может перечислить деньги на благотворительность. Таким образом в 2014 г. проект собрал 30 млн руб.

, а в 2015 г. – почти в 2 раза больше, рассказывает Митя Алешковский, руководитель фонда «Нужна помощь». У фонда нет крупных спонсоров, говорит Алешковский, все средства прислали частные лица.

Число частных пожертвований выросло и у фонда «Галчонок», помогающего детям с поражениями нервной системы, – в 2,7 раза за год, рассказала Мария Аронова, финансовый директор фонда.

Работа с массовым жертвователем требует отлаженных бизнес-процессов, утверждают эксперты. «Ведомости» решили разобраться, как фонды контролируют эффективность вложения средств и отчитываются перед мелкими жертвователями за потраченные деньги.

Начинают со стратегии

Благотворительный фонд – многоступенчатый конвейер, говорят эксперты, на котором занято множество сотрудников разных специальностей: организаторов сбора денег (фандрайзеров), менеджеров, бухгалтеров, волонтеров и т. п.

У фонда есть устав, в котором записано, чем фонд занимается: помогает больным детям, животным, престарелым, неизлечимо больным людям и инвалидам и т. п.

И раз в год правление либо совет фонда (состав правления или совета определяют учредители фонда еще при создании), опираясь на устав фонда, составляет годовой план и решает, какую сумму предстоит собрать на проекты, рассказывает Павел Гамольский, директор Клуба бухгалтеров и аудиторов НКО.

У фонда есть ограничения: он не может тратить больше 20% собранной суммы на операционную деятельность (зарплату сотрудникам, аренду помещения и т. д.). Затем начинается сбор денег от жертвователей.

Сбор средств

Ключевую роль в сборе денег играют фандрайзеры, которые решают, какие акции нужно проводить для информирования жертвователей.

Как правило, жертвователь принимает решение перечислить деньги на счет фонда внезапно, когда видит объявление о сборе средств для нуждающихся в телевизионной или наружной рекламе, на сайте фонда либо в соцсети.

Обычно фонд заключает договоры с электронными платежными системами, такими как Cloud Payment, PayPal, Robokassa, «Яндекс.Деньги» и проч., отчисляя им по 2,1–4% с каждой транзакции. Также фонд договаривается с мобильными операторами.

Те предоставляют короткие номера, на которые жертвователи отправляют sms. Суммы списываются со счетов телефонов пользователей. Но комиссия составляет 6–7%, говорит Алешковский (несколько лет назад операторы взимали по 40% с транзакций).

Проверка заявок

Прежде чем начать тратить собранные средства, фонды проводят экспертизу заявок от получателей помощи. И это одна из самых сложных частей работы, говорят эксперты, потому что единой системы критериев отбора заявок не существует.

Например, когда в фонд «Нужна помощь» поступает заявка от другого фонда о получении финансовой помощи, менеджеры собирают информацию о деятельности фонда-просителя, изучают финансовую отчетность и результаты предыдущих проектов, рассказывает Алешковский. «Часто хороший фонд делает плохой проект или наоборот», – говорит Алешковский.

После этого менеджеры фонда «Нужна помощь» обращаются к внешним экспертам за независимой оценкой.

Нет отчета

Согласно данным Центра исследований гражданского общества и НКО ВШЭ, только 39% российских фондов публикуют годовые отчеты о своей деятельности (данные на основе опроса 87 фондов из регионов России).

В фонде «Б.Э.Л.А.» Дети-бабочки» (оплачивает лечение детям, страдающим буллезным эпидермолизом) эксперты-врачи работают в штате. Они оценивают заявки от родителей, патронируют подопечных, а также обучают внешних медицинских специалистов. В фонде трудится врач-генетик, патронажная сестра, врач-дерматолог, рассказала представитель фонда «Б.Э.Л.А.» Полина Реутова.

В фонде «Подари жизнь» заявки на лечение детей проверяют внешние врачи-эксперты, рассказывала Екатерина Шергова, член правления фонда. По ее словам, сотрудники фонда не имеют полномочий рассматривать просьбы о помощи – этим занимаются онкологи и гематологи ведущих российских клиник за гонорары. Эксперты изучают истории болезни и медицинские документы.

Но в некрупных фондах (каковых большинство в регионах) часто бывает, что сотрудники фонда оказывают помощь под влиянием эмоциональных порывов, рассказывает Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». «Сотрудник X сказал, что человеку Y нужна помощь, и нуждающемуся помогли.

При этом фонд не использовал никакую экспертную оценку, которая бы подтвердила, что помощь человеку действительно необходима», – поясняет Альшанская. Она вспоминает, как один из фондов собирал средства на лечение детей, но не провел никакой экспертизы, а позже обнаружилось, что такое лечение можно получить по программе ОМС.

По словам исполнительного секретаря «Форума доноров» Натальи Каминарской, крупные московские фонды, как правило, качественно проводят проверку заявок.

Как отчитываются

Фонды обязаны ежегодно проходить аудит и отправлять в Минюст отчет о финансовой деятельности. А вот перед жертвователями отчитывается далеко не каждый. Часть публикует для них годовой или месячный отчет на сайте. Он содержит информацию о том, на что потрачены деньги, но без разбивки по конкретным жертвователям, рассказывает Татьяна Тульчинская, директор фонда «Здесь и сейчас».

Правда, по данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческих организаций Высшей школы экономики, только у 61% фондов есть сайт. Большинство опрошенных «Ведомостями» фондов не предоставляют детальной информации по деньгам жертвователей. «За каждый небольшой платеж в размере 100–300 руб.

мы не отчитываемся, нет такой возможности», – сказала Елена Дубикова, исполнительный директор фонда «Живи». А вот фонд «Помоги ребенку.ру», по словам Ольги Павлыгиной, исполнительного директора фонда, публикует на сайте подробную отчетность как по приходу средств, так и по их расходованию. Отчеты по каждому жертвователю давать нетрудно, говорит Павлыгина, это дело настройки IT-системы.

Однако закон не обязывает фонды предоставлять публично такой вид отчетности, добавляет она.

Не до оценки

«Если бизнес неэффективен, он умирает, с фондами происходит то же самое», – говорит Алексей Кузьмин, гендиректор компании «Процесс консалтинг».

Самые продвинутые фонды проводят добровольную оценку качества управления проектами, чтобы определить, способен ли фонд организационно, финансово и технически исполнить намеченные благотворительные программы.

Приглашенные консультанты-оценщики анализируют управленческую систему и дают рекомендации по ее улучшению. Но эти рекомендации обойдутся фонду недешево. По словам Кузьмина, стоимость оценки – 2–10% от бюджета фонда или программы.

Однако самый важный для жертвователя вопрос – могут ли фонды гарантировать, что деньги потрачены с пользой? Как выяснилось, фонды стараются, кто как может, тратить деньги рационально, но процедур контроля эффективности благотворительных проектов пока нет. Они только разрабатываются, говорит Тульчинская.

В России велико количество фондов, которые работают кустарно, констатирует она. Это не значит, что сотрудники недобросовестны, просто они заняты конкретными делами, добавляет эксперт: «Когда ты говоришь им про стандарты качества, они отвечают, что им бы дотянуть до конца месяца и найти деньги на зарплаты специалистам, а не графики в отчетах рисовать».

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/01/21/624855-blagotvoritelnie-fondi-upravlyayut

Фонд. Регистрация, деятельность и ликвидация

Благотворительные фонды коммерческая организация или. Может ли благотворительный фонд заниматься коммерческой деятельностью? Обращение исполнительного директора

  1. Реорганизация фонда по общему правилу не допускается, кроме негосударственных пенсионных фондов.
  2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, по иску заинтересованных лиц.
  3. Обязательное наличие надзорного органа – Попечительского совета фонда.
  4. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Разновидности фондов

Фонды относятся к категории некоммерческих унитарных организаций.

Использование в наименовании слова “фонд” у большинства вызывает некоторое замешательство, так как в наименовании слово “фонд” имеют и другие организации, которые не являются разновидностью некоммерческой организации – фондом и не соответствуют данному определению  (бюджетные и внебюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ, фонды охраны труда, инвестиционные, жилые, компенсационные, архивные, страховые и иные фонды).

Как разновидности фондов, именно некоммерческих организаций, необходимо выделить следующие часто используемые виды:

  • Фонд;
  • Благотворительный фонд;
  • Общественный фонд;
  • Негосударственный пенсионный фонд.

Особенностью законодательного регулирования деятельности фондов является специфический правовой статус их имущества. В соответствии с п. 4 ст. 213 ГК РФ благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

  В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах. Переданное учредителями имущество, в случае ликвидации, не может быть возвращено учредителям. Данная норма распространяется и на общественные организации (то есть и на общественные фонды).

Кроме того, уточнено, что учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно имущества, передаваемого в собственность фонда. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности.

Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

Основным видом деятельности фонда является финансовое посредничество, то есть по своей сути фонд, это своего рода инструмент для привлечения денежных средств, которые расходуются на его уставные цели.

Учредители фонда

Учредителями фонда могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей фонда  не ограничено.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, фонды могут создаваться и одним учредителем.

Исключением является общественный фонд, который может быть учрежден не менее чем тремя учредителями, которыми могут быть физические лица, наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – только общественные объединения.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности фонда, и имеют возможность участвовать в управлении его делами исключительно через органы управления фонда, только войдя в состав Высшего коллегиального органа, Попечительского совета и иных органов, созданных в фонде.

Нередко возникает вопрос учредителей о создании Высшего коллегиального органа, в форме Общего собрания учредителей фонда, данная позиция ошибочна, так как законодательство достаточно четко разделяет Высший коллегиальный орган и учредителя как самостоятельных субъектов, так например, если это будет определено уставом, либо Высший орган либо учредитель сможет изменять устав фонда.

Еще одним признаком самостоятельной компетенции учредителя является то, что учредитель вправе принять решение о ликвидации фонда, так по иску учредителя фонда в случае невозможности достижения целей, ради которых фонд создан, в том числе если осуществление деятельности фонда становится невозможным или существенно затрудняется, суд общей юрисдикции может принять решение о ликвидации фонда.

Высший коллегиальный орган управления

при создании фонда учредители формируют высший коллегиальный орган управления, запрета на включение в данный орган учредителей фонда – нет.

  в дальнейшем высший орган управления формируется путем кооптации в него новых членов, то есть введения в состав новых членов на основании решения высшего органа управления без проведения дополнительных выборов, так же подтверждения полномочий ранее принятых членов, либо путем принятия решений об исключении из членов высшего органа (досрочном прекращении полномочий члена высшего коллегиального органа управления фондом). полномочия данного органа определяются уставом с учетом п. 1 ст. 123.19 гражданского кодекса российской федерации.

 в соответствии с п. 3 ст. 10 федерального закона n 135-фз в составе высшего органа управления именно благотворительного фонда может быть не более одного работника его исполнительных органов. то есть, если директор благотворительного фонда включен в состав высшего органа, то остальные сотрудники, занимающие руководящие должности, не могут в нем состоять.

единоличный исполнительный орган

только высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.). наличие единоличного исполнительного органа в фонде обязательно и он подотчетен совету фонда и попечительскому совету.

к компетенции единоличного исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

так например, уставом может быть предусмотрено решение следующих вопросов и выполнение полномочий:

  • руководство оперативной деятельностью;
  • решение вопросов хозяйственной и финансовой деятельности;
  • действие без доверенности от имени фонда, представление его интересов во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории российской федерации, так и за рубежом;
  • вправе принимать решения и издавать приказы по вопросам деятельности фонда, а также давать указания, обязательные для всех работников;
  • распоряжение в пределах предоставленных полномочий имуществом фонда, заключение договоров осуществление юридических действий от имени фонда, по своему усмотрению открывает и закрывает счета в банках, включая валютный, распоряжается находящимися на счетах денежными средствами;
  • возлагается ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества фонда в соответствии с его уставными целями;
  • утверждение штатного расписания в пределах сметы расходов, утвержденных высшим органом управления;
  • издание приказов о приеме на работу, переводе и увольнении работников, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий;
  • контроль деятельности филиалов и представительств;
  • организация ведения статистического и бухгалтерского учета и отчетности, предоставление отчетности в порядке, предусмотренном действующим законодательством российской федерации;
  • внесение предложений в повестку заседаний попечительского совета и высшего органа управления;
  • организация исполнения решений высших и надзорных органов;
  • осуществление подготовки связанной с проведением собраний советов фонда.

в отношении создания и деятельности благотворительных фондов действуют общие положения гк рф о фондах с учетом особенностей, установленных законом о благотворительности и законом об нко.

благотворительные фонды могут создаваться в целях, перечень которых содержится в п. 1 ст. 2 закона n 135-фз, данный перечень направлений деятельности благотворительных организаций (фондов) является закрытым.

основным направлением благотворительной деятельности являются благотворительные пожертвования, которые могут осуществляться в формах:

  • бескорыстной передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг.

общие требования к благотворительной организации установлены ст. 12 закона n 135-фз. в частности, благотворительный фонд:

  • вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций;
  • для создания материальных условий реализации благотворительных целей вправе учреждать хозяйственные общества. участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не допускается;
  • не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

благотворительный фонд отличается от обычного фонда в основном тем, что благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых им за финансовый год.

данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения фондом этого пожертвования.

благотворительный фонд может быть признан социально ориентированным нко.

общественный фонд является одновременно и фондом и общественным объединением.

следовательно общественный фонд, как и все общественные организации, считается созданным не с момента государственной регистрации, а с момента принятия решения учредителями о создании общественного фонда и может быть создан как общероссийский, межрегиональный, региональный и местный общественный фонд, при соблюдении определенных требований и как международный общественный фонд.

деятельность общественного фонда должна быть гласной, а информация об учредительных и программных документах – общедоступной.

органы управления общественного фонда имеют значительное отличие от других фондов, так как структура органов управления должна одновременно удовлетворять требования предъявляемые как к общественным организациям, так и к фондам.

общественный фонд создается по инициативе его учредителей – не менее трех физических лиц.

отчетность фонда

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Данная норма закреплена в ст. 123.18 ГК, но порядок исполнения этой обязанности законом не определен. Представляется, что фонд самостоятельно выбирает способ публикации.

Если для этого выбрано печатное издание, то целесообразно учитывать территорию деятельности фонда и помещать информацию в изданиях, распространяемых в соответствующих регионах.

Оптимальным способом публикации отчета, может быть размещение бухгалтерского баланса на собственном сайте и размещение отчета о деятельности фонда на сайте Министерства юстиции. Фонды подлежат обязательному аудиту.

Как учредителю выйти из некоммерческой организации – фонда? Какова процедура смены учредителей в фонде?

После успешного прохождения государственной регистрации фонда мы можем предложить Вам разработку локальных нормативных актов и проектов программ, постановку и ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета, юридическое сопровождение деятельности Фонда и представление интересов в суде по различным категориям споров.

Источник: https://nco77.ru/found.html

Справочник Бухгалтера

Благотворительные фонды коммерческая организация или. Может ли благотворительный фонд заниматься коммерческой деятельностью? Обращение исполнительного директора

“Финансовая газета. Региональный выпуск”, N 18, 2003

Вопрос: Может ли благотворительный фонд в течение квартала заниматься только коммерческой деятельностью (есть большой заказ)?

Анатомия НКО: как устроен благотворительный фонд

Можно ли в этом периоде включать в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, заработную плату аппарата управления, арендные платежи и другие управленческие расходы?

Ответ: Цели создания благотворительных фондов должны быть общественно полезными. Отсюда следует, что благотворительный фонд всегда даже при полном отсутствии целевого финансирования обязан заниматься уставной деятельностью.

Если же фонд занимается исключительно предпринимательской деятельностью, а уставную деятельность не осуществляет, то он грубо нарушает законодательство и может быть ликвидирован в установленном порядке.

Следовательно, деятельность аппарата управления благотворительного фонда должна быть направлена на выполнение уставных целей и задач, а не на развитие и расширение предпринимательской деятельности. Расходы, связанные с содержанием аппарата управления, покрываются за счет целевых средств, а при их недостаточности — за счет чистой прибыли.

Разъяснения МНС России, а также арбитражная практика, сложившаяся в 1992 — 2001 гг., полностью подтверждают сказанное. По нашему мнению, данный подход не изменился и после вступления в силу гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Чтобы минимизировать прибыль от предпринимательской деятельности и включить максимально возможное количество расходов в состав расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, необходимо, чтобы данные расходы непосредственно относились к извлечению дохода.

Например, к расходам, признаваемым при формировании базы по налогу на прибыль, относится заработная плата лишь тех сотрудников, в должностные обязанности которых входит работа исключительно в коммерческом подразделении фонда.

Аналогичным образом решается вопрос и с расходами, например, по аренде и содержанию помещения: расходы по аренде и содержанию площадей, выделенных под размещение коммерческого подразделения, а также расходы на коммунальные услуги по этим помещениям будут входить в затраты, расходы же по общеадминистративным площадям — нет.

Необходимо отметить, что правоприменительная и арбитражная практика опровергла широко распространенную точку зрения о том, что в случае осуществления фондом коммерческой деятельности можно использовать пропорциональный метод для отнесения расходов к предпринимательской или непредпринимательской деятельности.

П.Гамольский

УМЦ “Квалификация”

при Клубе бухгалтеров

и аудиторов

некоммерческих организаций

Подписано в печать

28.04.2003

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

Налогообложение пожертвований. Порядок применения на практике (Мишлакова В.)

Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 39-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” были внесены изменения в п. 1 ст. 582 части второй ГК РФ. Теперь определение пожертвования уточнено в части наименования организаций, детально регламентировано и законодательно закреплено.

 Что такое пожертвования и кто может их получать

Пожертвование — это дарение вещи или права в общеполезных целях.

Общеполезная цель — основной признак пожертвования, отличающий его от дарения. Действующее законодательство не дает исчерпывающего определения общеполезной цели.

Однако, рассмотрев законодательные нормы, можно сделать вывод, что общеполезная цель связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей тех или иных социальных слоев или групп, с научным, культурным, образовательным развитием граждан и другими аналогичными потребностями.

 Пример. Для образовательной организации такими целями могут быть:

— оплата ремонта;

— повышение зарплаты педагогам;

— оплата штатных единиц педагогов, не предусмотренных бюджетной тарификацией;

— обустройство классов;

— проводка телекоммуникационных сетей;

— строительство спортивного зала;

— приобретение учебников или иной литературы и т.д.

 Нетрудно также представить целевые расходы других получателей пожертвований. Ими могут быть как отдельные граждане, так и организации следующего профиля:

— благотворительные;

— медицинские;

— социального обслуживания и аналогичные им;

— общественные, религиозные и иные некоммерческие организации;

— образовательные и научные;

— музеи и другие учреждения культуры.

Получателями пожертвований могут быть государство и другие субъекты гражданского права, перечисленные в ст. 124 ГК РФ. Это республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Это прямо указано в п. 2 ст. 582 ГК РФ. Имеется в виду не согласие принять пожертвование со стороны получателя, а отсутствие необходимости в согласованиях или разрешениях со стороны государственных органов (определять пожертвование как одностороннюю сделку на этом основании было бы неверно).

 Стороны договора пожертвования

Сторонами договора пожертвования являются жертвователь и получатель пожертвования. Именно так они именуются в договоре.

 Примечание. Договору пожертвования посвящены нормы ст.

Может ли благотворительный фонд заниматься коммерческой деятельностью, не связанной с целями фонда

572 — 582 гл. 32 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” в редакции от 04.07.2003.

 Законодательством регламентировано, что пожертвование должно использоваться по объявленному назначению, которое устанавливает жертвователь. Права получателя ограниченны, поскольку он может употребить полученный им дар только в общеполезных целях и только по назначению, указанному жертвователем.

В случае если использовать пожертвование в соответствии с его назначением представляется невозможным, необходимо согласие жертвователя на изменение этого назначения. Запрос на изменение назначения пожертвования и согласие жертвователя оформляются письменно. Форма — произвольная.

В случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя изменить назначение пожертвования можно только по решению суда.

Использование пожертвованного имущества не по указанному назначению или изменение назначения с нарушением предусмотренных правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Если условие о назначении имущества не определено, пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением.

 Примечание. О 5 отличиях пожертвования от дарения читайте на с. 6.

 Пять отличий пожертвования от обычного дарения

Договор даренияДоговор пожертвования
1. Стороны договораДаритель и одаряемыйЖертвователь и получатель
2. ПредметВещь, имущественные права, освобождение от имущественной обязанностиВещь или право. Освобождение от имущественной обязанности не может составлять предмет пожертвования
3. ПолучателиКонкретное лицо, интересы которого удовлетворяются посредством передачи дараИз числа получателей исключены коммерческие организации. Круг получателей пожертвования ограничен законом
4. ИспользованиеЦель не обозначена. Законодателю и дарителю безразлично, в каких целях одаряемый будет использовать дарТолько в общеполезных целях и по назначению, указанному жертвователем. Пожертвование представляет собой целевое дарение. Именно цель является мотивом к заключению сделки
5. Отношения сторон после совершения сделкиОтношения сторон прекращаются после передачи дараЖертвователь вправе контролировать использование пожертвования и, если оно будет нецелевым, отменить его

 Какой договор лучше заключить с жертвователем

Договор пожертвования можно заключать как в форме единого документа, так и публичной оферты. (При этом публичная оферта юридически приравнивается к договору в письменной форме.) Он должен содержать все существенные условия договора пожертвования. К таким условиям относятся:

— решение о предоставлении пожертвования;

— его цели;

— сумма и порядок финансирования;

— процедура расходования пожертвованных денег и приобретения на них оборудования;

— порядок представления отчетности, а также другие условия.

 Примечание. Оферта — это приглашение к договору, предложение, которое выражает намерение заключить договор (п. 1 ст. 435 ГК РФ).

 Примечание. Основные разделы договора пожертвования

I. Предмет договора с указанием названия программы или кратким описанием проекта, на который выделяются средства.

II. Права и обязанности сторон.

III. Порядок перечисления средств.

IV. Процедура предоставления финансовой и содержательной отчетности.

V. Срок действия договора.

VI. Ответственность сторон.

VII. Изменение условий договора.

VIII. Другие условия.

IX. Адреса и банковские реквизиты сторон.

X. Приложения к договору (описание проекта, смета, календарный план).

 Налог на прибыль для жертвователя

По общему правилу налогоплательщик может уменьшать полученные доходы в отчетном периоде на сумму произведенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Статьей 270 НК РФ установлено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также расходы, связанные с такой передачей (п. 16 ст.

270 НК РФ). Однако жертвователь не вправе уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму пожертвования.

Данная точка зрения выражена в Письме Минфина России от 16 апреля 2010 года N 03-03-06/4/42, где сказано, что благотворительную помощь не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот. Это мотивируется тем, что одаривание направлено на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод.

В то же время, по мнению Минфина, благотворительность решает ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компании-жертвователя, благожелательного отношения к организации. В дальнейшем это положительно сказывается на экономических показателях деятельности компаний.

Таким образом, имущество, переданное жертвователем в дар в рамках оказания благотворительной помощи, в том числе денежные средства, в его расходах при исчислении налога на прибыль не засчитывается. Это необходимо иметь в виду всем, кто планирует подобного рода деятельность.

 НДС для жертвователя

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров, работ и услуг на территории России как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Не облагаются НДС передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Источник: https://1atc.ru/blagotvoritelnost-i-nalogi/

Управление фондом

Благотворительные фонды коммерческая организация или. Может ли благотворительный фонд заниматься коммерческой деятельностью? Обращение исполнительного директора
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Управление фондом

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов.

Фондом в России признается структура, созданная для реализации не противоречащих закону социально значимых целей в сфере благотворительности, культуры, образования. Работа фондов, в зависимости от сферы деятельности, регламентирована отраслевым законодательством, например – 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов описаны в пределах подпараграфа первого (ст.123.17-123.20) §7 «Некоммерческие унитарные организации» гл.4 Гражданского кодекса.

Признак «некоммерческие» подразумевает отсутствие у фонда правовых оснований для реализации деятельности, связанной с извлечением прибыли.

Законодатель сделал некоторые попущения в отношении некоммерческих структур, в отдельных случаях позволяя им предоставлять платные услуги или осуществлять мероприятия, связанные с получением дохода, впоследствии направляемого на реализацию уставных целей. Для фондов запрет коммерческой деятельности является абсолютным.

Признак «унитарные» следует рассматривать в контексте ст. 65.1 ГК, действие которой распространяется также на некоммерческие структуры. Корпоративные организации функционируют на основе членства.

Иными словами, их учредители автоматически признаются членами и формируют органы управления. Учредители унитарных организаций (в т. ч.

– фондов) членства в созданных ими структурах не приобретают, в число руководящих органов не входят.

Это имеет ключевое значение для определения структуры органов фонда:

  • Во-первых, необходимо обеспечить учредителям контроль пожертвований, которые являются главным источником формирования доходов фонда, возможность эффективно контролировать расходование средств. Законодатель разрешил этот вопрос, предусмотрев для фондов такой надзорный орган как попечительский совет.
  • Во-вторых, необходимо предотвратить произвол, самоуправство и разного рода злоупотребления со стороны управленцев. Ввиду некоммерческого использования средств фонда проконтролировать эффективность вложений очень сложно. Проблема разрешена путем установления обязательной коллегиальности высших органов управления фондом. По задумке законодателя члены коллегиальных органов контролируют друг друга.

Высший коллегиальный орган фонда, вопросы его исключительной компетенции

Законодатель не дал названия высшему органу управления фонда, оставив этот вопрос на усмотрение учредителей.

Наибольшее распространение в правоприменительной практике получили такие наименования как «собрание» и «общее собрание». Ключевое требование к этому органу – коллегиальность. Оно отображено непосредственно в ст. 123.17, 123.19 ГК.

Общее собрание это зачастую многочисленный и «громоздкий» орган, который:

  • собирается единожды за оговоренный уставом период (например, раз в полугодие);
  • созывается по необходимости.

Законодатель применяет понятие «исключительная компетенция». Объем полномочий, которым высший коллегиальный орган обладает в силу ст.123.19 ГК, уставом может быть только расширен.

  • Общее собрание обладает статусными полномочиями. Прежде всего, оно устанавливает приоритетные сферы деятельности фонда и векторы расходования его средств. Последние должны соответствовать целям создания фонда, выписанным в уставе. При необходимости собрание вносит правки в устав или принимает документ в новой редакции.
  • Закон наделяет высший коллегиальный орган полномочиями определять источники доходов фонда. Думается, что реализовывать такие функции фонд может лишь условно. Дело в том, что члены собрания – наемные управленцы. Они не являются учредителями фонда или его финансовыми донорами. Обязывать кого-либо жертвовать средства и/или имущество в пользу фонда они, конечно, не вправе. Вместе с тем, фонд не имеет оснований отказывать в принятии пожертвований от любых заинтересованных в его деятельности лиц. Вместе с тем, общее собрание инициирует популяризацию деятельности фонда, сбор средств и т. п.
  • Высший коллегиальный орган образовывает все другие органы управления, определяет их персональный состав. Он же при необходимости прекращает деятельность должностных лиц таких органов досрочно.
  • Общее собрание утверждает годовые планы и отчеты о деятельности, составленные на основании бухгалтерской и финотчестности. Он также дает согласие исполнительному органу на совершение крупных гражданских сделок.
  • Коллегиальный орган не вправе инициировать создание или участие в действующих хозяйственных обществах. Впрочем, это полномочие может быть отнесено к компетенции иных органов. Собрание принимает решения о создании филиалов и территориальных представительств фонда.

Исполнительный орган управления фонда, его функции и компетенция

Организационное обеспечение текущей деятельности фонда ложится на исполнительный орган. Законодатель не предъявляет к составу исполнительных органов каких-либо требований, а также не устанавливает его названия.

Основываясь на предписаниях ГК и правоприменительной практике можно утверждать следующее:

  • Исполнительный орган фонда бывает коллегиальным и единоличным.
  • Есть возможность комбинирования: гендиректор/председатель + правление. Тогда значимые вопросы подведомственны коллегиальному, малозначимые – единоличному исполнительному органу.
  • В пределах коллегиального исполнительного органа крупных фондов могут функционировать отделения, сектора.

Исполнительный орган фонда по общему правилу избирается его высшим коллегиальным органом. Однако профильным законодательством о фондах отдельных видов, а также уставом фонда это полномочие может быть отнесено к прерогативам учредителей.

К компетенции исполнительного органа/органов фонда относится разрешение всех вопросов его функционирования и деятельности, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или иного высшего коллегиального органа.

В пределах п.3 ст. 123.19 ГК законодатель ссылается на возможность возложения на члена исполнительного органа обязательства компенсировать убытки, причиненные фонду его неправомерными действиями/бездействием, ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и т. п. Основания и порядок привлечения к ответственности должностных лиц исполнительных органов юридических лиц оговорен ст.53.1 ГК.

Понятие и полномочия попечительского совета фонда

Попечительский совет фонда – это контрольно-надзорный орган, необходимость существования которого обусловлена унитарностью фонда и отсутствием в его пределах членских отношений.

Учредители и финансовые доноры фонда не входят в состав его руководящих органов, поэтому контролировать и влиять на расходование средств они могут только косвенно:

  • избирая исполнительный орган (если предусмотрено уставом);
  • участвуя в работе попечительского совета.

Членами попечительского совета обычно выступают его учредители и благотворители, пожертвования которых формируют основу финансовой деятельности фонда.

Для обеспечения надлежащей прозрачности деятельности и улучшения имиджа фонда (способствует сбору средств) в попечительский совет зачастую приглашают представителей общественности, известных деятельней культуры, искусства. Это особо актуально для фондов с единственным учредителем.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/upravlenie-fondom.html

Может ли благотворительный фонд заниматься коммерческой деятельностью

Благотворительные фонды коммерческая организация или. Может ли благотворительный фонд заниматься коммерческой деятельностью? Обращение исполнительного директора

“Финансовая газета. Региональный выпуск”, N 18, 2003

Вопрос: Может ли благотворительный фонд в течение квартала заниматься только коммерческой деятельностью (есть большой заказ)? Можно ли в этом периоде включать в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, заработную плату аппарата управления, арендные платежи и другие управленческие расходы?

Ответ: Цели создания благотворительных фондов должны быть общественно полезными.

Предпринимательская деятельность фонда

Отсюда следует, что благотворительный фонд всегда даже при полном отсутствии целевого финансирования обязан заниматься уставной деятельностью.

Если же фонд занимается исключительно предпринимательской деятельностью, а уставную деятельность не осуществляет, то он грубо нарушает законодательство и может быть ликвидирован в установленном порядке.

Следовательно, деятельность аппарата управления благотворительного фонда должна быть направлена на выполнение уставных целей и задач, а не на развитие и расширение предпринимательской деятельности. Расходы, связанные с содержанием аппарата управления, покрываются за счет целевых средств, а при их недостаточности — за счет чистой прибыли.

Разъяснения МНС России, а также арбитражная практика, сложившаяся в 1992 — 2001 гг., полностью подтверждают сказанное. По нашему мнению, данный подход не изменился и после вступления в силу гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Чтобы минимизировать прибыль от предпринимательской деятельности и включить максимально возможное количество расходов в состав расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, необходимо, чтобы данные расходы непосредственно относились к извлечению дохода.

Например, к расходам, признаваемым при формировании базы по налогу на прибыль, относится заработная плата лишь тех сотрудников, в должностные обязанности которых входит работа исключительно в коммерческом подразделении фонда.

Аналогичным образом решается вопрос и с расходами, например, по аренде и содержанию помещения: расходы по аренде и содержанию площадей, выделенных под размещение коммерческого подразделения, а также расходы на коммунальные услуги по этим помещениям будут входить в затраты, расходы же по общеадминистративным площадям — нет.

Необходимо отметить, что правоприменительная и арбитражная практика опровергла широко распространенную точку зрения о том, что в случае осуществления фондом коммерческой деятельности можно использовать пропорциональный метод для отнесения расходов к предпринимательской или непредпринимательской деятельности.

П.Гамольский

УМЦ “Квалификация”

при Клубе бухгалтеров

и аудиторов

некоммерческих организаций

Подписано в печать

28.04.2003

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

/ Архив номеров / № 6 (16) 2012 /Статья Как создать благотворительный фонд

Как создать благотворительный фонд

Мы открываем новую рубрику «Право общественных объединений», в ней будем освещать вопросы создания и деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций. При этом планируется затрагивать не только чисто юридические моменты, но и практическую сторону деятельности НКО с точки зрения экспертов, постоянно задействованных в некоммерческих проектах.

Начнем мы с ответа на вопрос, поступившего в нашу редакцию: «как школе создать благотворительный фонд, на который поступают средства родителей учеников, а затем они расходуются на нужды школы?»

Создание некоммерческой организации (НКО) – дело непростое. Мало кому удавалось с первого раза и без устранения замечаний зарегистрировать НКО.

Дело в том, что при создании коммерческой организации, например, общества с ограниченной ответственностью, налоговый орган не проверяет учредительные документы на соответствие закону, а в случае с регистрации НКО, к которым относится фонд, регистрирующий орган проводит серьезную экспертизу всех представленных документов, в особенности устава. В данной статье мы расскажем вам как создать фонд и самое главное как составить документы на регистрацию с наибольшей вероятностью их принятия регистрирующим органом.

Кто регистрирует некоммерческие организации?

Большинство некоммерческих организаций, в том числе фонды, регистрирует территориальный орган Министерства юстиции РФ (по субъекту Федерации).

Сколько требуется учредителей для регистрации?

По закону для регистрации фонда достаточно одного человека. Понятно, что чем меньше учредителей, тем меньше больше мороки с заполнением форм документов, проведением учредительных собраний и т.д. Сам статус учредителя ни на что не влияет, статус учредителя в фонде утрачивает какое-либо правовое значение сразу после регистрации (в отличие от учреждения).

Однако с точки зрения организационной для будущей деятельности фонда очень важно, чтобы фонд создавал не один человек, а несколько. Причем, лучше всего, чтобы это были статусные люди, не из администрации школы (не директор школы, не завуч), а кто-то из родителей, занимающий высокий пост (директор крупного предприятия, известный художник, депутат и т.д.).

Конечно, существуют случаи учреждения фондом одним человеком, например, Фонд Алены Поповой (был создан матерью больной девочки для сбора средств на ее лечение), но в случае инициативы создания фондом от организации (в нашем случае школой), а не частного лица, лучше, конечно, собрать несколько человек (например, пять, а затем количество может увеличится, но уже в составе органов управления).

Какие документы необходимо предоставить?

Согласно ст. 13.1. ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») для регистрации фонда потребуются документы:

Источник: https://printscanner.ru/mozhet-li-blagotvoritelnyj-fond-zanimatsja/

Правсила
Добавить комментарий