Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем. Графитная смазка УС

Чем отличается литол от солидола

Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем. Графитная смазка УС

Со времен расцвета промышленности СССР существуют два самых распространённых смазочных материала — литол и солидол.

Оба вещества изготавливаются на основе нефтяных масел, но имеют ряд различий в составе и эксплуатационных возможностях (рабочая температура, влажность рабочей зоны).

Говоря о различиях литолов и солидолов, необходимо помнить о том, что существует несколько модификаций данных смазочных материалов.

Классификация литолов

Литол – смазка, устойчивая к воздействию воды, в основе которой лежит масла нефти. Загущение масла проводится мылом лития стеориновой кислоты. Данный загуститель придает литолу высокий температурный порог использования и вязкость. Имеет цвет от светло бежевого до шоколадного. Линейка выпуска литола предусматривает четыре основные ветви материала. Среди них:

  1. ЦИАТИМ-201
  2. ЦИАТИМ-202
  3. ЦИАТИМ-203
  4. Литол-24

ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202 назначены к применению в узлах с умеренной нагруженностью, где отсутствуют усиленные сдвиги материала защищаемого оборудования.

Используются эти ЦИАТИМы в электротехнике, радиотехнике и других приборах, имеющих высокую точность. Данные марки обладают высочайшей морозостойкостью. Температурные рамки применения литолов этих типов широкие и колеблются от -50 °С до +100 °С.

Марка ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202, в связи со схожестью свойств, могут быть заменены друг другом.

ЦИАТИМ-203 в отличие от двух предыдущих литолов, изготавливается из трансформаторного масла, загущение которого также проводится литиевым мылом. В этот литол вводится ряд присадок, направленных на придание дополнительных свойств.

Благодаря присадкам расширяется область применения в силовых узлах тяжелой техники, редукторных передачах, нагруженных подшипниках и зубчатках. Резко отличается от двух предыдущих марок водоотталкивающими свойствами, превосходя ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202.

Защита от износа деталей механизма также улучшена.

Литол-24 вмещает в себя все свойства ЦИАТИМов. Кроме того имеет присадки, предотвращающие окисление деталей.

Температура использования до 130 °С позволяет защищать узлы с интенсивным трением во всевозможных подшипниках.

Масляная основа литола практически не испаряется (не более 5% при максимальной эксплуатационной температуре) – это добавляет долговечности узла, в который был внесен смазочный материал.

Классификация солидолов

Солидол, как литолы имеет в своей основе нефтяные масла, но загустителем в этом материале выступает кальциевые мыла на основе высших кислот. Температура функциональной пригодности солидола ограничивается -30 °С… +75 °С. В зависимости от кислот, применяемых для загущения, выделяют два типа солидолов:

  • Солидолы жировые
  • Солидолы синтетические

В жирных солидолах применяются жирные кислоты природного происхождения. Солидолы синтетические имеют в составе синтетические кислоты. Они дешевле жировых аналогов и примерно сравнимы по качеству. Выпускаются две основные марки синтетических солидолов УС-1 и УС-2. При эксплуатации разрешается смешивать разные виды солидолов, что не нарушит свойств общей смеси.

Плюсом солидола считается то, что в процессе эксплуатации не происходит его вымывания из мест заложения.

Из-за высочайшей жирности и невысокой рабочей температуры солидолы применяют в узлах и механизмах, работающих во влажных условиях на ненагреваемых участках (тихоходные редукторы, агротехника).

К отрицательным свойствам данного смазочного материала относят низкая механическая стабильность и вязкость, обратнопропорциональная температуре, а предел прочности менее 600 Па.

Сравнение солидола и литола

Из вышеперечисленных характеристик обоих смазочных материалов можно составить сравнительную характеристику.

Оба материала были созданы в 70-х годах еще прошлого века, а потому морально устарели и не соответствуют требованиям современного машиностроения на все сто, особенно это касается солидола.

Бережные автовладельцы и механики, не экономящие на техническом обслуживании авто, выбирают современные аналоги с улучшенными характеристиками.

Если же все-таки стоит вопрос выбора между солидолом и литолом, то предпочтение стоит отдавать литолу-24 или ЦИАТИМу-203, особенно в ответственных и труднодоступных узлах.

При смазывании крутящих деталей также лучше выбирать смазки семейства литола. Благодаря густоте уменьшается вибрация, а соответственно и шум при работе.

Но стоит понимать, что речь идет не о куллерах системных блоков персональных компьютеров и вентиляторов вытяжек, а о тяжелых машинах, промышленных агрегатах и автомобилях.

Ведь мелкие детали (стрелки спидометра, механизм дверного замка), попав в отрицательную температуру, будут схвачены литолом как пластилином и точно не смогут выполнять своих функций.

Высокая влажность также не является прямым указанием к использованию солидола. Нужно учитывать все характеристики рабочей среды.

Ведь при повышении температуры выше 750С солидол переходит в жидкую фракцию и вытекает. Но солидол предпочтителен в легкоразъедаемой среде.

Литол в таких условиях способен испортить резиновые детали, заставив их разбухнуть, ПВХ разъедается до дыр, на низкокачественном пластике остаются следы.

Сравним цены на оба варианта смазочных материалов. В среднем по стране цена одного килограмма солидола колеблется в районе 100 рублей. Тогда как один килограмм литола обойдётся в два раза дороже — порядка 200 рублей за килограмм. Цены взяты из расчета розничной покупки через интернет магазины.

По стоимости мы видим, что с одной стороны солидол в два раза дешевле, но во — первых солидол не сможет выполнять тех функций литола, даже если будет бесплатным, а во вторых жадный платит дважды и покупка новой детали обойдется во много раз дороже. А значит стоит придерживаться строгого списка того, к чему применим тот или иной смазочный материал и Вам не придется ни переплачивать ни раскаиваться в собственной непредусмотрительности.

В завершении хотелось бы подытожить все пункты по которым различаются масляные смазки солидол и литол:

  • Разная рабочая температура. -30 °С… +75 °С у солидола против -60 °С… +130°С у литолов (показаны минимальные и максимальные рабочие температуры всех марок обоих материалов)
  • Вязкость смазочного материала. Литол при понижении температуры ниже 50°С приобретает сильную вязкость, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки.
  • Вымываемость из рабочего узла. Солидол ввиду жирности, которая выше чем у литола, меньше подвержен вымыванию из рабочей детали.
  • Агрессивность материала. Литол из-за присутствия многих присадок является агрессивной средой для многих материалов (пластик, ПВХ, резина). Солидол неагрессивен и не наносит повреждений изделиям из вышеперечисленных материалов.
  • Антикоррозионность материала. Благодаря все тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминия) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. Солидол в это время не может похвастаться таким свойством.
  • Агрессивность литола к алюминию, особенно в присутствии воды, не даёт возможности применять его с этим металлом.
  • Стоимость покупки смазки. Солидол в два раза, а при оптовых поставках в три раза превосходит оппонента в цене.
  • Срок хранения. При хранении в тарах от производителя смазка долгие годы остается в пригодном для использования состоянии. Многие находят у себя банки семидесятых годов производства с солидолом и литола нормальном виде. И если ключевые узлы автомобиля они уже не защитят, до дачные ворота смажут добросовестно.
  • Доступность. И солидол и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет ресурсах и специализированных рынках.

Источник: http://themechanic.ru/otlichie-litola-ot-solidola

Чем отличается Литол от Солидола и что лучше выбрать

Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем. Графитная смазка УС

Во время проведения техобслуживания автомобиля может потребоваться специальный смазывающий состав. В распоряжении механика всегда есть солидол или литол, да и опытный специалист вполне может объяснить, что лучше из этих веществ. А вот как быть начинающему автолюбителю, и какой состав порекомендовать для приобретения.

Раньше я вообще не понимал, чем отличается литол от солидола. Более того, думал, что солидол – это просто старое, вышедшее из моды название, и теперь маслянистая смазка называется литолом.

Сейчас я со смехом вспоминаю свои тогдашние мысли и вот, решил написать статью-совет.

Здесь я расскажу о том, в чем разница между литолом и солидолом, для каких целей лучше подходит каждый из составов и отличаются ли продукты по стоимости.

Что представляет собой литол — разновидности смазки и особенности использования

Я не ошибся, считая литол современным продуктом. Оно и на самом деле так. Продукт был разработан и выпущен в продажу еще в 80-ые годы прошлого века. Формально, состав должен был заменить солидол полностью, но со временем, однако нужного результата достичь не получилось.

В основу смазки легли масла, содержащиеся в нефтепродуктах. Масляная основа в ходе изготовления состава сгущается. В дальнейшем, такой подход позволяет достичь готовому продукту высокий термический порог при эксплуатации. С учетом того, о какой марке литола идет речь, цвет продукта может быть от очень темного до светлого. Сегодня встречаются такие наименования в РФ:

  • Литол-24;
  • ЦИАТИМ-201, 202, 203.

Последние два вида смазки разработаны были специально для того, чтобы смазывать узлы агрегатов, постоянно испытывающие серьезные нагрузки. В основном, продукция используется в сферах технической направленности и самым важным параметром таких составов является значительная температура эксплуатации (от – 50 до +100 градусов С).

Масла похожи и вполне видозаменяемы на практике. Дополнительно стоит отметить, что литол прекрасно отталкивает водную среду, отлично смазывает и обеспечивает полноценную защиту деталей от износа. Самым совершенным сегодня считается Литол -24, поскольку смазка может выдерживать температуру до +130 градусов С.

Особенности изготовления и эксплуатации солидола, его разновидности

Этот тип смазки гораздо «старше» литола, поскольку начал использоваться еще в 20-е годы прошлого века. Процесс производства солидола намного проще, чем изготовление литола.

В основе смазки лежит, так называемое «нефтяное масло», которое сохраняется после перегонки нефти и потом смешивается с кальциевым мылом.

В итоге, смазка густеет, приобретает пластичность и вполне подходит для смазывания отдельных деталей.

Если говорить о температуре использования, то диапазон у солидола значительно уже, чем у литола – от -30 до +75 градусов Цельсия.

Что касается разновидностей смазок этой группы, то с учетом использованного загустителя (кальциевого мыла) все солидолы подразделяются на жировые и синтетические.

Для создания жировых солидолов применяются жирные кислоты природного происхождения, а для создания синтетических смазок – синтетические кислоты. Дополнить сказанное стоит тем, что разные типы солидолов можно смешивать.

Несмотря на то, что солидол уступает литолу по характеристикам, автовладельцы продолжают его эксплуатировать.

Особенно успешно применяется солидол при смазывании механических узлов, не испытывающих высоких нагрузок во время работы.

Смазка отлично чувствует себя в условиях повышенной влажности и практически не вымывается из мест размещения за счет повышенной жирности. Сведения о смазках представлены в видеозаписи:

Отличия литола от солидола

Недостаточно просто описать составы, чтобы окончательно понять, какую смазку следует выбрать. Есть немало отличий между литолом и солидолом, которые говорят в пользу одного и другого вещества:

ХарактеристикиЛитолСолидол
Температурный диапазон эксплуатации, в градусах Цельсия-50 — +130-30 — +75
Степень вязкости280250
Вымываемостьнижевыше
Хим.активностьвышениже
Противодействие коррозиивышениже

При сравнении можно сделать выводы, что литол технически более эффективное средство, за исключением степени вымываемости, но при этом, у солидола есть очень важных «козырь» — стоимость. Если солидол можно найти по цене от 100 рублей за килограмм, то литол дешевле 295 рублей за килограмм, купить не удастся.

Что лучше выбрать: литол или солидол?

Без сомнений, литол является более надежным и современным материалом для смазывания отдельных деталей и имеет немало преимуществ перед солидолом.

Именно по этой причине многие механики отдают предпочтение этому продукту. Более того, иногда узлы агрегата бывают значительно перегружены и могут серьезно нагреваться. В такой ситуации применять солидол категорически нельзя. С другой стороны, солидол подойдет для использования в узлах, где высок риск вымывания.

Заключение

Закончить сравнение можно следующими выводами:

  1. Солидол и литол – это смазывающие составы, которые применяются для защиты отдельных агрегатов от существенной нагрузки, перегрева и для уменьшения трения.
  2. Вещества имеют схожий состав, но отличаются техническими характеристиками. За исключением вымываемости, литол является более эффективным вариантом.
  3. Смазки отличаются и стоимостью. Солидол в два раза дешевле, чем литол.

Источник: https://maslo.biz/lubricant/litol-i-solidol.html

Чем отличается литол от солидола?

Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем. Графитная смазка УС

Литол и солидол — это самые распространенные смазочные материалы, которые появились еще со времен образования Советского Союза. Но многие автолюбители и механики используют их не по назначению. Чаще всего это связанно с тем, что они попросту не знают чем отличается литол от солидола.

Сегодня мы расскажем вам об этом, а также разберемся в каких случаях лучше применять эти смазочные материалы, а в каких их лучше скомбинировать или вовсе отказаться от применения. Думаю стоит начать разговор из описания основных отличий.

Отличия солидола от литола

Литол — это водостойкая пластичная смазка, которая получается путем загущения нефтяных масел с помощью литиевого мыла. Рабочая температура литола может достигать до 130° C.

Солидол — это пластичная смазка, которая образуется в результате загущения индустриальных масел с помощью кальциевого мыла. Рабочая температура солидола достигает до 70° C. Если сравнивать его с литолом, то отмыть водой первый значительно сложнее, поэтому он чаще всего применяется в механизмах, которые работают в сырости.

  • Разная рабочая температура. -30 °С… +75 °С у солидола против -60 °С… +130°С у литолов (показаны минимальные и максимальные рабочие температуры всех марок обоих материалов)
  • Вязкость смазочного материала. Литол при понижении температуры ниже 50°С приобретает сильную вязкость, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки.
  • Вымываемость из рабочего узла. Солидол ввиду жирности, которая выше чем у литола, меньше подвержен вымыванию из рабочей детали.
  • Агрессивность материала. Литол из-за присутствия многих присадок является агрессивной средой для многих материалов (пластик, ПВХ, резина). Солидол неагрессивен и не наносит повреждений изделиям из вышеперечисленных материалов.
  • Антикоррозионность материала. Благодаря все тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминия) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. Солидол в это время не может похвастаться таким свойством.
  • Агрессивность литола к алюминию, особенно в присутствии воды, не даёт возможности применять его с этим металлом.
  • Стоимость покупки смазки. Солидол в два раза, а при оптовых поставках в три раза превосходит оппонента в цене.
  • Срок хранения. При хранении в тарах от производителя смазка долгие годы остается в пригодном для использования состоянии. Многие находят у себя банки семидесятых годов производства с солидолом и литола нормальном виде. И если ключевые узлы автомобиля они уже не защитят, до дачные ворота смажут добросовестно.
  • Доступность. И солидол и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет ресурсах и специализированных рынках.

Общие черты литола и солидола

Точно можно сказать лишь одно — литолом 24 можно вполне успешно заменить солидол всех типов. И солидолом можно заменять литиевые смазки, но только в определенных условиях. Кстати, забыл упомянуть что литол агрессивен к алюминию и его сплавам из-за активных химических связей.

Из общих характеристик можно привести только две, основные, это:

  1. Производятся на основе нефтяного масла;
  2. Применяются для обработки узлов в которых присутствует трение;

Больше общих характеристик у них нет. Солидол и литол — это два разных состава, просто производятся они на одинаковой основе. Причем у литола есть большое преимущество в плане механической устойчивости и способности выдерживать большие температуры, а также минимальному количеству материалов с которыми он вступает в химические связи.

Что лучше выбрать для смазки

Очень часто владельцы автомобилей сталкиваются с вопросами о том, чем отличается литол от солидола и что лучше использовать для смазки определенных механизмов. Все зависит от материалов из которых состоят механизмы, а также их рабочей температуры.

Думаю все узлы автомобиля, в которых присутствует трение мы описывать не будем, а если и захотим, то просто не хватит объема одной статьи. Поэтому разберемся только с основными моментами исходя из которых вы сможете определиться какой тип смазки использовать.

Шаровых опор передней подвески

Рабочая температура шаровых опор передней подвески редко достигает 50 градусов, исходя из этого можно было бы применять обе смазки, так как их рабочая температура позволяет использование в данных условиях.

Но не все так просто, практически на всех автомобилях кожух шаровой опоры изготовлен из пластика, а это значит что использование солидола приведет к разъеданию пластика.

Значит выбор очевиден — для смазки шаровых опор передней подвески лучше всего подходит литол.

ШРУСов

ШРУСы защищаются от пыли с помощью пластиковых пыльников, а это сразу исключает применение солидола. Так что для смазки ШРУСов лучше всего использовать литол, потому как солидол разъест пластик и механизм выйдет из строя, что не совсем приятно.

Ступичных подшипников

Резиновых и пластиковых деталей в строении ступичных подшипников нет, но применять для их смазки солидол все равно нельзя. На это есть две весомые причины: в процессе работы ступица нагревается до больших температур, а также поддается очень большому механическому воздействию.

Шестеренок

Механизм зубчатый и резиновых или пластиковых деталей в своем строении не имеет, вроде могла бы обрабатываться солидолом. Но в конструкции шестеренок предусмотрены резиновые сальники, которые солидолом можно просто испортить. Поэтому для обработки шестеренок лучше применять литол.

Исходя из описания смазочных материалов для основных механизмов автомобилей можно прийти к выводу, что для полноценной эксплуатации современных автомобилей солидол не нужен. Конечно, в некоторых случаях он незаменим, но это никак не относится к автомобильным механизмам.

Преимущества и недостатки

У каждого смазочного материала есть перечень недостатков и преимуществ, это касается и рассмотренных нами смазок. Сначала не хотел уделять этому внимание, думал просто рассмотреть чем отличается литол от солидола, и в каких случаях что использовать, но потом решил все таки уделить внимание плюсам и минусам каждого состава.

Солидол

Преимущества и достоинства солидола перед литолом:

  • отличная пластичность;
  • большая густота;
  • его очень трудно смыть водой.

Недостатки солидола:

  • малая рабочая температура;
  • слабая устойчивость к механическим воздействиям;
  • разъедает пластмассу и резину.

Литол

Преимущества литола как смазочного материала:

  • довольно хороший спектр рабочих температур от -40˚С до +120˚С;
  • отличная пластичность;
  • устойчивость к механическим воздействиям;
  • большая густота;
  • очень трудно смывается водой.

Недостатки литола:

  • агрессивная реакция на аллюминий и его сплавы.

Думаю всем удалось уяснить чем отличается литол от солидола и в каких случаях лучше использовать тот или иной смазочный материал. Ну и напоследок думаю стоит предложить вам посмотреть видео, в котором описываются основные отличия этих смазочных материалов.

(6 3,17

Источник: https://solojumper.ru/litol-ili-solidol/

Для чего нужна графитовая смазка

Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем. Графитная смазка УС

 Графитовые смазки, первоначально изготавливаемые для смазывания деталей тихоходных механизмов, благодаря своим уникальным свойствам получают всё более широкое распространение в технике.

Графитная смазка – описание

Характеристики графитовой смазки определяются компонентами, из которых она состоит. Состав графитовой смазки (устаревшее название «графитная УСсА») в советское время устанавливал ГОСТ 3333-80.

Упрощенное описание её изготовления выглядит примерно так: синтетическое или органическое вязкое масло (полученное из нефти) загущается добавлением в него кальциевого мыла и графитового порошка.

Если максимально упростить – солидол перемешивается с толчёным графитом. 

Толченый графит

 

Графит (измельченный уголь), составляющий основу графитовой смазки, способен заполнять микроскопические неровности в деталях, снижая при этом трение.

Применение в составе смазки такого материала, как графит, не случайно – его использовали для уменьшения трения между деталями ещё 300 лет назад.

Графит, как известно – это не что иное, как углерод (уголь), но в более «рыхлом» состоянии, в результате чего он способен заполнить микроскопические неровности в деталях (царапины, раковины, следы от режущего и обрабатывающего инструмента и т.д.). Такое «заглаживание» поверхностей значительно снижает коэффициент трения.

Солидол же обеспечивает жидкостное трение деталей – в общем, работает, как любая другая смазка, но в сочетании с графитом, позволяет последнему удерживаться в зоне трения деталей – валов, шестерён и т.д.

Плюсы и минусы графитной смазки

Слияние особенностей солидола и графита как смазочных материалов придаёт графитовой смазке следующие свойства:

  1. Температурный интервал использования: – от -20 до + 70 градусов. Для тяжело нагруженных механизмов нижний предел может быть увеличен – там, где потери на трение существенно не снизят КПД машины.
  2. Смазка обладает хорошими водоотталкивающими свойствами.
  3. Отлично защищает детали от коррозии.

Современные технологии производства смазок сделали возможным промышленный выпуск высокотемпературной графитовой смазки с расширенным температурным диапазоном её применения – от -40 до +400 градусов.

К недостаткам «графитки» можно отнести ограниченность её применения в узлах с высокой точностью изготовления деталей и высокой скоростью их взаимодействия – твёрдые примеси, которые содержатся в графите, будут способствовать преждевременному износу.

 

Графитовая смазка на основе солидола

 

Наиболее распространенная графитовая смазка делается на основе солидола, это позволяет снизить её стоимость и сохранить смазывающие свойсвта.

Наиболее распространена графитная смазка в её обычном исполнении – густая консистентная мазь серого цвета. Но сейчас она выпускается и в виде аэрозоля, что делает более удобным её нанесение тонким слоем.

В продаже есть также и меднографитная смазка-спрей, с добавлением медной пудры – об использовании её в автомобиле скажем чуть позже.

В зависимости от области применения графитной смазки, в настоящее время можно выбрать подходящую по составу – главное различие видов таких смазок заключается в веществе, играющем роль загустителя масла, который может быть:

  1. Углеводородным.
  2. Органическим.
  3. Неорганическим.
  4. Мыльным.

Изготовление графитной смазки своими руками в настоящее время имеет смысл только в плане удовлетворения любопытства – имеющиеся в продаже смазочные материалы недороги, а добиться чистоты и тонкого помола графита можно лишь, изрядно потрудившись. Впрочем, для приготовления «графитки» для бытовых нужд достаточно тщательно перемешать графитный порошок с любой консистентной смазкой – от литола до ШРУСа.

Назначение и применение графитной смазки в технике

 

Нанесение медно-графитовой смазки

 

Графитовая смазка используется повсеместно, где не нужны высокая точность размеров и скорость трущихся поверхностей.

Для чего нужна графитовая смазка? Область применения графитной смазки достаточно широка – её используют в механизмах, работающих с большими нагрузками – в сельскохозяйственной, строительной, автомобильной, нефтедобывающей технике.

Кроме защиты от износа механизмов, «графитка» позволяет избавиться от скрипов, вызванных трением деталей.

Использование её в тихоходных редукторах делает контакт шестерён более «мягким» – консистентная смазка частично поглощает энергию ударного взаимодействия зубьев, чем уберегает их от разрушения.

Для облегчения обслуживания механизмов на производстве применяют пневматический или гидравлический пистолет для графитной (или любой другой консистентной) смазки. Но для обслуживания небольшого числа точек смазки достаточно и обычного тавотного шприца, знакомого многим автовладельцам.

Графитовая смазка в быту

В быту смазка применяется для защиты замков, дверных и гаражных петель – она обладает хорошей водостойкостью и не требует частого пополнения её необходимого количества.

Применение графитной смазки вместо термопасты пока носит экспериментальный характер – теплопроводность графита неодинакова в разных направлениях и для максимальной теплоотдачи требуется каким-то образом сориентировать зёрна графита определённым образом. Да и состав графита тоже влияет на его характеристики.

Графитная смазка в автомобиле

 

Шприцевание рулевых шарниров графитовой смазкой

 

Что можно смазывать графитной смазкой у авто? Вот наиболее распространённые варианты её применения:

    В автомобилях графитка используется для смазывания рулевых механизмов, шаровых опор и защиты электрических соединений от коррозии.
  • смазка рулевых шарниров, рулевых механизмов (кроме тех, в которых используются трансмиссионные масла – у последних выше противозадирные свойства);
  • смазка шаровых опор;
  • защита электрических соединений от коррозии;
  • смазка противоскрипных шайб в рессорах.

Также можно смазывать графитной смазкой суппорта, вернее, их направляющие.Для предотвращения «прикипания» тормозных барабанов и дисков к фланцам ступиц идеально подойдёт меднографитная аэрозольная смазка – только нужно избегать её попадания на рабочие поверхности или сразу смывать обезжиривающим составом. 

Аэрозольная графитовая смазка

 

Нанесение смазки на резьбу во время сборки после ремонта значительно облегчит откручивание болтов и гаек при последующих ремонтах.

Кроме того, нанесение смазки на резьбу во время сборки после ремонта значительно облегчит откручивание болтов и гаек при последующих ремонтах.Некоторых автолюбителей интересует, можно ли смазывать подшипники графитной смазкой.

Вообще, пока «графитку» при изготовлении закрытых подшипников не используют – видимо, в настоящий момент применение графита в смазывании высокоточных деталей ограничено, но утверждать, что так будет и дальше, нельзя – разработки новых смазочных материалов не прекращаются.

Но пока в этом случае на вопрос, что лучше: – литол или графитная смазка, можно ответить, что использовать литол более предпочтительно. 

Обработка выхлопной трубы графитовой смазкой

 

Автомобилисты использовали «графитку» даже для защиты деталей выхлопной системы во времена всеобщего дефицита. Наносили смазку на новый глушитель, на котором после выгорания солидола образовывалась прочная защитная корка, не боящаяся воды и устойчивая к появлению глубоких царапин от веток, мелких камней и песка.

Проводит ток или нет графитная смазка

На силовых электрических контактах графитка не создаёт дополнительного сопротивления.

При защите электрических соединений она не создаёт дополнительного сопротивления, в отличие от других смазок, поэтому ею можно защищать даже силовые контакты – например, при подсоединении «плюсового» провода к стартеру. Это очень важный момент – защита контакта плохо проводящим ток покрытием может привести к его нагреву и возгоранию проводки.

Производители графитовой смазки

 

Графитовая смазка в тюбике

 Учитывая возрастающую сферу применения графитовой смазки, её выпуск осуществляют практически все производители масел, в том числе компания Felix, предлагающая как высокотемпературную графитную смазку Felix, так и «графитку» общего назначения.Также распространены на рынке графитные смазки компании Ойлрайт Oilright, выпускающие свою продукцию в разной фасовке – от 100 г до 180 кг.Средняя цена графитовой смазки отечественного производства составляет примерно 70 рублей за килограмм (или за литровую ёмкость весом 800 г). 

Источник: https://mytopgear.ru/interesting/raznoe/dlya-chego-nuzhna-grafitovaya-smazka/

Литол или Солидол. Чем отличаются и что лучше выбрать. Это нужно знать

Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем. Графитная смазка УС

Обе эти смазки очень популярны в автомобильных кругах. Где они только не применяются от смазки шаровых и рулевых наконечников, до всевозможных подшипников и шарниров.

Но многие из нас с вами думают — что это одна и та же смазка, что они вообще не различаются, и нет никакой разницы! Однако это в корне не верно, отличия есть, причем они достаточно критические! Поэтому если задаетесь вопросом что выбрать, это статья для вас …

  • СОЛИДОЛ
  • ЛИТОЛ
  • Что же лучше выбрать?

Нет, ребята, это не одно и тоже! Да, названия созвучные, однако между ними есть большая разница и как становится понятно — кроется она в химической формуле. Эти различия делают эти вещества для различного типа применений, причем это реально стоит знать, чтобы не навредить своему «железному коню». Что же давайте разберем более детально

СОЛИДОЛ

Начнем именно с этого вещества, скажем так — это одно из первых пластичных смазок, и как становится понятно, морально устарел. Применялся еще в конце 20-х годов прошлого века.

Если взять метод производства, то он достаточно прост – берутся остатки нефтяных фракций (которые остались от выработки бензина), могут называть еще «нефтяное масло» и добавляют в него кальциевое мыло.

Состав получается очень густой и очень пластичный, но не текучий!

Идеально для нанесения смазки на различные узлы, чтобы она не стекала. Так и получается солидол, именно он отлично смазывает шарниры и другие узлы, которые находятся вне «масляных ванн». Применялся очень часто на устаревшей технике, как на сельскохозяйственной, так и на автотранспортной. НО техника меняется, скорости растут, растет и нагрузка, собственно и  температуры.

Поэтому на современных машинах применение этого состава, не рекомендуется! Почему? ДА все просто уже при температуре в 80-85 градусов Цельсия, этот состав становится жидким, теряет свои свойства, просто разрушается.

Еще один минус, он может химически «конфликтовать» с некоторыми видами силиконовых материалов. Это могут быть всевозможные сальники и пыльники, он просто их быстрее разрушит, что для подвески автомобиля означает быстрый выход из строя. Поэтому для современных авто, нужен другой состав и реально он есть

ЛИТОЛ

Появился гораздо позже, чем знаменитый собрат, должен был заменить устаревшую смазку! Разработан в 70-80 годах прошлого века. По физическим характеристикам должен быть именно такой же, то есть пластичный и густой (не текучий), но должен выдерживать большие температуры.

Здесь также используют «нефтяное масло», только плотность здесь отличается, если на СОЛИДОЛ шло практически все что можно, то на ЛИТОЛ обирают определенную плотность 60-80 г/м3, также теперь добавляется литиевое мыло.

Что хочется отметить, были убраны агрессивные составы, направленные на «разъедание» силиконовых пыльников, также добавили антикоррозионные составы, чтобы лучше защищать металлические поверхности.

НА данный момент ГОСТ по которому производится ЛИТОЛ от 1987 года.

Как становится понятно плюсов у этой смазки много, самый, пожалуй основной это то что он легко держит температуру в 120-125 градусов и не разрушается.

Что делает его применение во многих областях автомобилестроения, начиная от шарниров (им набивают пыльники рулевых и шаровых наконечников, а также ШРУСОВ), заканчивая смазкой для подшипников.

Стоит отметить, что работает до крайне минусовых температур в -40, -45 градусов Цельсия.

Устойчив, к водной среде, и практически не вымывается водой! Что делает его универсальным средством в местах с большим количеством влаги.

Если пробежаться по минусам, то можно отметить что их мало! Я бы даже сказал всего один, он активен в соприкосновении с алюминием! Поэтому НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ, применять для смазки алюминиевых составов, он их банально будет разъедать.

Что же лучше выбрать?

Собственно составы очень похожи друг на друга, однако СОЛИДОЛ все же устаревший состав который рано или поздно покинет рынок. Сейчас хочется подвести короткий итог, в котором я перечислю несколько пунктов за ЛИТОЛ, итак:

  • Где чаще всего применяют такую смазку? Все правильно, для «набивки» пыльников шаровых и рулевых наконечников. Разогреваются в процессе эксплуатации они не сильно, максимум 50-55 градусов Цельсия (то есть вроде как подходят оба состава). Однако зачастую пыльники делают с использованием новых технологий, добавления силикона и пластмассы. СОЛИДОЛ будет разъедать все это дело, тем самым уменьшая срок службы наконечников.
  • Далее, где еще используется этот густой состав, для «набивки» пыльников ШРУСА, опять же используем ЛИТОЛ ибо он вообще не разъедает резиновые и силиконовые материалы.
  • Подшипники ступицы. Здесь также используют пластичную смазку, однако применение СОЛИДОЛА здесь не возможно по двум причинам. Это высокие температуры (ступица зачастую может греться более 100 градусов Цельсия), и механические нагрузки (ЛИТОЛ более устойчив к ним).
  • Рулевая рейка. Ну и последнее это применение в рейке, без гидроусилителя. Здесь нужно смазать место зацепления шестерни и вала. Здесь опять же нет высоких температур, но есть резиновые (силиконовые пыльники), а также направляющие втулки из пластика. Чтобы они не «разъедались» нужно использовать более новый состав

Собственно на этом все, как видите здесь даже не стоит вопрос что лучше применять, есть более новый и совершенный вид смазки и это однозначно ЛИТОЛ, именно его и нужно применять в своем авто, причем разница в цене между старым и новым веществом не такая уж большая.

НА этом все, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.

(12 , 5,00 из 5)

Источник: http://avto-blogger.ru/podav/litol-ili-solidol.html

Графитовая смазка, область применения и характеристики

Чем отличается литол от солидола? Сравниваем и разбираем. Графитная смазка УС

Всем знакомы такие изделия из графита, как простой карандаш. Автолюбители и домашние мастера знают, что такое щетки для электродвигателя. Их изготавливают с добавлением этого материала. Еще этот серый порошок добавляют в резину стеклоочистителей, для улучшения скольжения.

Тема нашей статьи: графитовая смазка, область применения которой не менее разнообразна. Мы знаем, что детали трения должны быть смазаны в рабочей зоне.

Кроме традиционных консистентных составов, выполненных с добавлением литиевых компонентов, в автомобиле широко применяется графитовая или медная смазка. В чем преимущество этого компонента? Разберемся в нашем обзоре.

Состав и характеристики графитной смазки

Традиционная форма выпуска – пластичная масса консистенции густой сметаны. В жидком виде не применяется, хотя существует расфасовка в виде спрея. После нанесения образуется тонкая пленка сухой смазки.

Этот материал не готовится сразу из графита, порошок добавляется в готовый состав, который может использоваться самостоятельно. По большому счету, графитовая смазка своим появлением обязана старому доброму солидолу, или как помнят автолюбители со стажем: тавоту. Поэтому, говоря о составе, поговорим о способах производства базового состава.

Возгонка мазута в емкости без кислорода при высокой температуре, либо деасфальтизация гудрона. Полученный жидкий материал требуется загустить.

Для этого технология предусматривает два способа:

  1. Введение жирных кислот растительного происхождения. Способ старый, как мир автомобилей, при этом качество конечного продукта выше, чем полученного с использованием современных технологий. Единственный недостаток – такой солидол стоит дороже.
  2. В настоящее время производители отдают предпочтение синтетике. В отличие от моторных масел, искусственно созданные добавки не повышают качество, хотя оно отвечает всем стандартам. Синтетические жирные кислоты недорогие в производстве, поэтому конечный продукт также стоит дешевле. Отсюда и массовый спрос.
    Полученный солидол – это и есть базовая основа графитовой смазки.

Еще один способ получить базовый состав – добавление в индустриальное масло литиевого мыла. В отличие от «литола», больше никаких присадок.

В готовую массу добавляется мелкодисперсный графитовый порошок. Помол аналогичен зерновой муке: чем он тоньше, тем качественней получится готовый продукт.

Применяются разные способы смешивания

  • В органических основах, загущенных с помощью кальциевого мыла, формируется пластичная паста. Графит как бы растворяется в массе, хотя с точки зрения физики процесса, это не так.
  • При создании смазки на основе синтетических продуктов, получается суспензия. За счет густоты, порошок всегда находится во взвешенном состоянии.

задача – распределить порошок графита как можно равномернее.

При нанесении на смазываемую поверхность, он остается в рабочей зоне до принудительного удаления.

Можно ли сделать «графитку» самостоятельно?

Порошок не является дефицитом. Его можно было найти даже 30-40 лет назад. А вот смазка на его основе не всегда была на прилавках магазинов. Поэтому автолюбители добавляли в солидол немного моторного масла (разумеется, минералку), сыпали в емкость графитовую пыль (порошок), затем долго и тщательно размешивали.

Получался самый качественный состав: на основе растительного солидола, без синтетических загустителей.

Как сделать графитную смазку своими руками — видео

Характеристики пластичной графитовой смазки:

  • Рабочий диапазон температуры окружающего воздуха: от -20℃ до +60℃ (речь идет о продолжительной работе). Допускается кратковременный нагрев до +120℃, однако каплепадение начинается уже при +80℃. При использовании в трущихся частях типа рессор, нижний предел может выходить за рамки -20℃.
  • Допустимая массовая доля воды не более 3%, после чего начинает образовываться эмульсия.
  • Предел прочности на сдвиг от 100 Па. Температура измерения параметра: +50℃.
  • Предел прочности на сжатие: 400 (+/- 200).
  • Предел прочности на растяжение: 120.
  • Пенетрация более 250 мм/10. Температура измерения: +50℃.
  • Электрическое сопротивление не более 5 кОм на см длины.

Свойства графитовой смазки определяются свойствами графита

  1. Хорошая теплопроводность (читайте: отвод тепла из зоны нагрева).
  2. Электропроводимость (можно смазывать контакты).
  3. Стойкость при воздействии влаги. При этом необходимо помнить, что при механическом смешивании с водой образуется эмульсия.
  4. Термическая стойкость.

    Кроме кратковременной смены значения вязкости, других проблем нет. Предельная температура, при которой еще не начинается испарение: +150℃.

  5. Химическая нейтральность: при взаимодействии с поверхностью, реакция не происходит.
  6.  В качестве бонуса: обеспечивает устойчивую антикоррозийную защиту.

  7. Высокая коллоидная стабильность, в сравнение с базовым солидолом.
  8. Хороший коэффициент снижения трения.
  9.  Количество заеданий в рычажных механизмах сведено к минимуму.
  10.  Высокая адгезия практически к любым материалам.
  11. Не реагирует на статическое напряжение: токи просто протекают через ее электропроводящий слой.
  12. Антифрикционный показатель на высоком уровне.

Есть и небольшие недостатки:

  1. Все-таки ее нельзя применять на узлах с длительно стабильной температурой свыше +80℃.
  2. Несмотря на низкий коэффициент трения, в трущихся соединениях с прецизионными зазорами применять нежелательно. Возможен повышенный износ.

Где используется графитовая смазка в автомобиле

  • шаровые опоры, шарниры рулевого механизма, механизм рулевой рейки, части гидроусилителя (за исключением деталей, смазываемых трансмиссионными маслами);
  • элементы рессорной подвески (противоскрипные механизмы, плоскости прилегания пластин);
  • опорные подшипники с низкой скоростью вращения;
  • крестовины карданного вала (смазывание производится нагнетанием через т.н. «тавотницы»);
  • шлицевые соединения валов (можно использовать спрей);
  • внутренние полости оболочки тросовых приводов;
  • графитовая смазка используется для клемм аккумулятора, и других электрических соединений, при условии единого слоя между соседними контактами;
  • покрытие резьбовых соединений в качестве профилактики «прикипания»;
  • в качестве консерванта открытых ржавеющих деталей при длительном хранении техники.

Применение графитовой смазки определяется инструкцией по регламентному обслуживанию, поскольку смешивание различных масляных составов недопустимо.

Что лучше графитная смазка или «вымпел»?

Состав основы у них одинаковый, разве что в цинковой смазке «Вымпел» не применяется органический загуститель, в основном – литиевое мыло. Потребительские характеристики аналогичные, принципиальная разница в рабочем диапазоне.

Графитовая смазка не такая термостойкая: допускаются пиковые значения от +120℃ до +150℃, но только на короткое время. Цинковая смазка «Вымпел» устойчиво сохраняет характеристики вплоть до температуры +120℃.

Можно ли графитовой смазкой смазывать подшипники? Только при невысокой нагрузке и низкой скорости. В то же время «Вымпел» закладывают в нагруженные подшипники вращения, и подвижные детали подвески без ограничений.

Что лучше графитовая или медная смазка?

Эти два состава имеют очень схожие характеристики. Та-же основа, тот же способ введения мелкодисперсного порошка. Так же, как и медная, графитовая смазка проводит ток. Еще одно общее качество: форма выпуска. Есть пластичная паста, менее вязкий гель и аэрозоль.

Однако у медных составов есть неоспоримое преимущество: высокая температурная стабильность. Свойства не меняются даже при кратковременном нагреве до +1000℃. А нормальный диапазон применения предусматривает постоянную температуру до +300℃.

Поэтому медная смазка, в отличие от графитовой, успешно применяется в тормозных суппортах.

Справедливости ради стоит отметить, что медная смазка не так хорошо «держит» высокую нагрузку при давлении трущихся частей. Высокодисперсная медь просто выдавливается вместе с носителем, а частицы графита остаются на поверхности металла, даже при полном высыхании смазывающей основы. При этом, медная смазка существенно дороже графитовой.

Что лучше графитовая смазка или «Литол»?

Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из «Литола-24», вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.

Литол 24 в различной упаковке

Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.

При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» — 100% диэлектрик.

Медно-графитовая смазка

Это неплохой компромисс между стоимостью и потребительскими качествами. Подбирая пропорции мелкодисперсной меди и графита, производитель создает смазку с универсальными свойствами.

Электропроводность остается в тех-же параметрах (оба порошка прекрасно с этим справляются). Сохранность смазывающего слоя при высоком давлении обеспечивает графит, а медный порошок повышает термостойкость.

Конечно, +1000℃ для двухкомпонентного состава, это запредельная величина, но +500℃ или +700℃ не меняют характеристики.

За счет смешивания двух материалов, резко улучшается адгезия. При работе с металлическими парами, подверженными электрохимической коррозии (например, медь + алюминий), именно двухкомпонентный состав выступает в качестве своеобразного буфера.

Правсила
Добавить комментарий