Что регулируют локальные образовательные акты образовательной организации. Что такое локальный акт? Локальные нормативные акты организации. По характеру действия выделяют ЛНА

Локальные нормативные акты организации: перечень обязательных

Что регулируют локальные образовательные акты образовательной организации. Что такое локальный акт? Локальные нормативные акты организации. По характеру действия выделяют ЛНА

Регулирование хозяйственной деятельности компании осуществляется на нескольких уровнях.

Компания вправе разрабатывать свои локальные нормативные акты, которые адаптируют действующие нормы законодательства под условия существования и работы предприятия.

Ведь законы часто предлагают несколько вариантов регулирования. Законодательно определены обязательные локальные нормативные акты организации перечень.

Что такое локальные нормативные акты (ЛНА)

Локальные нормативные документы это составленные на предприятии нормы, регулирующие определенные вопросы взаимоотношения сотрудников и руководства, а также осуществления бизнеса компанией.

Среди них важное место занимают локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права, которые призваны урегулировать возникающие между сторонами разногласия, а также обеспечивать безопасность условий работы.

Эти документы позволяют не только разрешать мирным путем споры с работниками, но и избегать привлечение администрации компании к ответственности.

Внимание: локальные нормативные акты должны быть составлены на основании действующих законодательных документов, поэтому не допускается чтобы данные нормативы противоречили друг другу.

Закреплено, что если содержание локального акта приводит к ухудшению положения работников, то руководствоваться следует законами, а акт организации признается недействующим либо только в определенной части, либо полностью.

Важность нормативов хозяйствующих субъектов приводит к тому, что порядок разработки и принятия локальных нормативных актов регулируется на уровне законодательства. К их созданию привлекаются различные специалисты компании — работники экономического, юридического и иных отделов, а также кадровые работники.

Внимание: довольно часто локальные нормативные акты отождествляются с кадровой документацией. Но между ними существуют значительные отличия.

Документация отдела кадров отражает и фиксируют только события на определенный момент работы предприятия. Локальные нормативы же осуществляют регулирование взаимоотношений на протяжении всего периода их действия, который часто выходит за рамки календарного года.

Например, табель учета рабочего времени, и журналы, фиксирующие ознакомлении работника с действующими правилами являются кадровыми бланками и не носят нормативный характер.

Кому необходимо формировать локальные акт

Законодательно устанавливается локальные нормативные акты организации перечень, которые должны разрабатываться субъектом, если он прошел регистрацию в ИФНС как юрлицо и привлекает по трудовым соглашениям сотрудников.

В связи с этим все организации, являющиеся работодателя, должны разрабатывать и утверждать локальные акты. Это желательно делать даже если в компании один работник — директор организации.

Данную обязанность могут не выполнять только фирмы, которые отнесены к микроорганизациям. Их деятельность предполагает либо разработку локальных актов, либо включение информации, содержащейся в них, в каждый подписанный трудовой контракт с работником.

Внимание: для предпринимателей составление локальной нормативной документации является добровольной. Если они хотят, то могут формировать и вводить в действие локальные нормативы. Так же как и микропредприятия, если ИП отказывается от этого, ему регулирующие нормативы нужно рассматривать в трудовых соглашениях.

Полное освобождение от формирования локальной нормативной документации имеют физлица, не являющиеся ИП, но заключающее с другими лицами трудовые соглашения.

Локальные нормативные акты организации перечень для ООО или ИП

Не существует строго списка нормативов компании, которые должны быть у субъектов. Рассмотрим их виды и для кого они являются обязательными:

Наименование ЛНАОбязательностьПримечание
Правила внутреннего распорядкаОбязательныОбязательны для организации, если в трудовых контрактах существует ссылка на них. ИП формируют по желанию.
Норматив, в котором определяются основные понятия и меры по защите персональных данных сотрудников фирмы.ОбязательныФормируют все работодатели как операторы по работе с ПД. Для организаций является обязательным нормативом, ИП формируют по желанию.
Положения по охране трудаОбязательныСоставляются всеми субъектами, у которых существуют работники.Для организаций является обязательным нормативом, ИП формируют по желанию.
Штатное расписаниеОбязательныЕсли есть хоть один работник, штатное расписание должно формироваться. ТК РФ требует обязательного соответствия между ним и оформленным трудовым контрактом. Для организаций является обязательным нормативом, ИП формируют по желанию.
Коллективный договорОбязательныОбязателен для организации, если хотя бы один из работников компании заявить о желании его заключить. Для организаций является обязательным нормативом, ИП формируют по желанию.
Положение по оплате трудаОбязательныОбязательно, если в трудовом контракте работника содержится ссылка на него. Для организаций является обязательным нормативом, ИП формируют по желанию.
График отпусков в организацииОбязателенЕсли есть в компании хоть один работник. Для организаций является обязательным нормативом, ИП формируют по желанию.
Должностные инструкции работников на предприятииОбязательныЕсли есть в компании хоть один работник. Для организаций является обязательным нормативом, ИП формируют по желанию.
Положение, определяющее этику поведения в организацииОбязательноДля организаций является обязательным нормативом, ИП формируют по желанию.
Положение по противодействию коррупции в компанииОбязательноДля организаций является обязательным нормативом, ИП формируют по желанию.
Положение о коммерческой тайнеНеобязательноОрганизации и ИП формируют его по желанию.
Положение о командировкахНеобязательноОрганизации и ИП формируют его по желанию. Часто оно разрабатывается в компаниях, где частые служебные поездки. .
Положение по аттестацииНеобязательноОрганизации и ИП формируют его по желанию.
Положение о структурных подразделениях фирмы.НеобязательноОрганизации и ИП формируют его по желанию. Часто оно разрабатывается в крупных компаниях.
Положение по премированию сотрудников компании.НеобязательноОрганизации и ИП формируют его по желанию.
Положение о медосмотрах сотрудников предприятияНеобязательно
Норматив об установлении испытательного срока для работниковНеобязательно
Нормативный акт о материальной и дисциплинарной ответственности сотрудниковНеобязательно
Нормативный акт организации обучения, повышения квалификации сотрудниковНеобязательно
Положение по адаптации сотрудниковНеобязательно
Норматив о добровольном медицинском страхованииНеобязательно
Положение о выдаче материальной помощиНеобязательно
Норматив по персоналу компании.Необязательно

Внимание: данный перечень не является закрытым списком нормативных актов, которые могут формироваться в компании. В него могут включаться и иные локальные нормативы.

Если в компании принят какой-либо нормативный акт, то все работники должны быть ознакомлены с ним под роспись.

Отметить факт ознакомления можно одним из следующих способов:

  1. Проставление подписей на самом нормативном акте. Для этого на последнем листе можно сделать специальную таблицу, где работники будут указывать свою фамилию, дату ознакомления и проставлять личную подпись. Данный способ ознакомления является самым оптимальным с точки зрения проверяющих органов, потому как не позволяет администрации в одностороннем порядке менять текст нормативного акта, либо вообще приложить новую версию.
  2. Оформить отдельный лист ознакомления, и на нем проставлять подписи. Такой способ дает возможность заводить отдельный лист на каждый из принятых в субъекте бизнеса нормативных актов, либо вести единый лист для всех сразу. Последний способ будет оптимальным, если в компании небольшое количество действующих НМА и небольшая численность работников. В такого рода листах очень важное значение занимает графа с датой, поскольку она даст возможность соотнести факт ознакомления с редакцией документа. По факту, у работником необходимо брать подписи каждый раз, как принимается новая версия нормативного акта.
  3. Оформить журнал ознакомления с локальными нормативными актами. Все его листы должны быть пронумерованы и прошнурованы, а данные должны вноситься последовательно без пропусков строк. Одна строка должны относиться к одному факту ознакомления с нормативным актом.
  4. В трудовое соглашение с работником добавляется пункт о том, что он ознакомился со всеми имеющимися нормативными актами. Данный способ применяется, если в компании не используются ни журналы ознакомления, ни листы опроса, ни любые иные акты. При этом сотрудник при подписании трудового соглашения и проставлении отметки о получении своей копии еще и ставит отметку об ознакомлении с нормативными актами. Такой способ, обычно, суды признают правомочными, и считают, что сотрудник принял на себя все обязательства, когда подписал трудовое соглашение.

Порядок утверждения

Все локальные нормативные акты должны в обязательном порядке проходить процедуру утверждения. Это относится даже к тем ЛНА, которые не считаются обязательными к использованию.

Если в компании организован профсоюз, то проект нормативного акта должен быть представлен туда для согласования. Профсоюз должен рассмотреть его и предоставить либо письменное согласие, либо протокол разногласий, если он не согласен с какими-либо пунктами. В последнем случае администрация и представители профсоюзе должны произвести переговоры.

Внимание: руководящее лицо может в одностороннем порядке ввести в действие ЛНА, с которым не согласен профсоюз. Однако при возникновении спорных отношений этот орган может оспорить их через суд.

Данный шаг опускается, если профсоюз в субъекте бизнеса не сформирован.

Лицо, которое будет производить ввод локального акта в действие, должно иметь на это необходимые полномочия. Как правило, они определяются Уставом фирмы.

Ввести документ в действие можно при помощи одного из следующих способов:

  • На самом ЛНА проставляется гриф «Утверждаю», после чего руководитель проставляет на нем свою подпись. В случае, если производилось согласование документа с профсоюзом либо иными ответственными работниками, то они также должны проставить свои подписи рядом с грифом «Согласовано».
  • Можно оформить специальный приказ на ввод в действие локального акта. В нем нужно описать, с какой даты либо при каких условиях новый документ обретает силу. При этом на самом акте необходимо проставить гриф «Утверждено», после чего записать сведения о приказе.

Локальные нормативные акты

Источник: https://litebuh.ru/dokumenty/lokalnye-normativnye-akty.html

Локальные нормативные акты образовательного учреждения

Что регулируют локальные образовательные акты образовательной организации. Что такое локальный акт? Локальные нормативные акты организации. По характеру действия выделяют ЛНА

Закон об Образовании в РФ определяет возможность разработки и утверждения локальных нормативных актов образовательного учреждения. Какова цель введения таких актов, какие процессы должны быть в них отражены и как правильно составлять документы – вот наиболее частые вопросы педагогов, ответы на которые представлены в статье.

Локальный акт образовательной организации – это документально оформленные правила, основанные на законодательных нормативах и разработанные для налаживания процессов внутри заведения, согласно его уставным требованиям.

Закон не регламентирует, какие именно локальные нормативные акты образовательного учреждения должны разрабатываться специалистами школы.

Однако, от своевременности внедрения документов и работы системы контроля их выполнения часто зависит эффективность функционирования заведения.

Чтобы легализовать информацию, представленную во внутришкольных актах, и требовать их выполнения, необходимо:

  1. Составлять документ, не выходя за рамки текущего законодательства.

  2. Обеспечить сохранение прав и свобод учащихся, их родственников и работников ОУ.

  3. Представить информацию на всеобщее обозрение, т.е. довести до сведения всех задействованных лиц (школьников, родителей, педагогов).

  4. Учитывать мнение задействованных лиц или сообществ, выносить на обсуждение важную информацию с целью недопущения ухудшения положения обучающихся или сотрудников заведения.

  5. Совокупно внутришкольные акты не должны противоречить или повторять друг друга.

Соблюдение этих условий, а также официальное оформление документов позволяет признавать акты, разработанные учреждением, его правовыми регламентами. Их наличие и работоспособность являются важными показателями, учитываемыми при проверках функционирования системы обучения ОУ.

Разновидности локальных актов школы

В зависимости от запланированной длительности действия, локальные акты общеобразовательной школы делятся на нормативные и индивидуальные.

Индивидуальные документы подписывает директор заведения для введения однократных управленческих решений. К ним относятся приказы о премировании и штрафах, приеме на работу или освобождения от должности.

Локальные нормативные акты школы в обязательном порядке содержат распоряжения, которые должны выполнять назначенные сотрудники и (или) учащиеся заведения.

Нормативные положения предназначены для введения длительных процедур, отменить которые может либо новая редакция акта, либо окончание его действия. К этому виду документов относятся устав организации, коллективный договор, специфические инструкции и прочие.

цель документа – пояснить и детализировать законодательные нормы для конкретного заведения с учетом его особенностей, программ и процессов.

Школьные нормативные акты условно можно разделить на две категории:

  1. документы, закрепленные законодательно, наличие которых обязательно в каждом ОУ;

  2. документы, рекомендованные к введению.

К первой группе относят уставы, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, программы развития, расписание уроков и факультативов и некоторые другие обязательные процедуры. Вторая группа включает, но не ограничивается положением о системе оплаты труда сотрудников, порядком индивидуального обучения, распределением обязанностей, определением языка/языков образования.

В целом, перечень локальных индивидуальных и нормативных актов образовательной организации может включать:

  • приказы и постановления;
  • решения руководства;
  • положения и договора
  • правила и инструкции.

Благодаря возможности утверждать специфические документы, каждая школа имеет право самостоятельно вводить требования к форме учащихся, этические нормы, разрешать и упорядочивать работу сообществ (родительских комитетов, кружков и факультативов, групп самоуправления), вводить систему поощрения учеников и учителей.

Образец внутренних школьных документов представлен в файле, который можно скачать, пройдя по ссылке ниже.

Список локальных нормативных актов в школе по новому закону об образовании в настоящее время содержит более 30 наименований документов, регламентирующих деятельность учебного заведения. Среди них положение о пользовании библиотекой, о комиссии по спорам, о самообследовании и другие.

Организация вправе уменьшить или увеличить перечень регламентирующих положений. Например, наличие внутренних документов, устанавливающих заработные платы сотрудников заведений, определяет степень его готовности заведения к введению ФГОС.

А вот коллективный договор не является обязательным. Документ может отсутствовать, если стороны не пришли к согласию.

Поэтому организация сама решает, какие документы необходимо внедрить, чтобы выполнять законодательные и административные требования.

Правила приема регламентирующих документов в образовательных заведениях

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты в том случае, если решено выполнять те или иные законодательные нормы. Например, Закон об образовании в РФ предусматривает возможность предоставления дистанционного обучения.

Если школа реализует данную программу, тогда среди официальных положений должен быть и документ, подробно расписывающий правила оказания подобных услуг. В противном случае документ разрабатывать не нужно.

Следует отметить, что при составлении актов полезно также учитывать требования ФГОСов.

Внутришкольные регламенты чаще всего затрагивают 6-7 областей деятельности организации, но не ограничиваются ими. К таким видам деятельности относятся:

  1. финансово-хозяйственные и административные вопросы, включая устав и локальные акты образовательной организации, определяющие отношения между школой, учредителями, партнерами;

  2. деятельность, направленная на осуществление образовательных программ, в том числе порядок приема и отчисления учеников, предметные и факультативные программы, правила безопасности и поведения в школе;

  3. организационные положения, к которым относятся договора с сотрудниками, коллективный договор, должностные и методические инструкции;

  4. регуляция функционирования групп самоуправления, например, Попечительского, Педагогического советов.

  5. подробно описанное в инструкциях делопроизводство в общеобразовательном заведении, которое должно структурировать номенклатуру школьных дел;

  6. индивидуальные решения директора школы;

  7. деятельность по закупкам, оснащению школы, а также порядок и регулирование договорных отношений.

Прежде чем утвердить нормативный документ, необходимо провести тщательную подготовку:

  • определить структуру акта, цель, ответственных и участников, описать мотивы, установить и обосновать требования;
  • проанализировать последствия внедрения акта с учетом специфики коллектива и уклада организации;
  • просчитать расходы, которые могут возникнуть при выполнении требований акта.

Важно, чтобы документ был изложен на языке, понятном всем задействованным лицам. При необходимости положение составляют на нескольких языках. Опытные специалисты рекомендуют разрабатывать акт таким образом, чтобы он был понятен подростку 16 лет: четко, логично, с минимальным количеством специфических терминов, без сложных речевых оборотов.

Согласно требованиям статьи 29-ой Закона об образовании, копии внутренних нормативных актов должны быть выложены на официальном сайте организации и доступны пользователям.

Контролирующие органы также должны иметь доступ к информации, изложенной в документах, чтобы ознакомиться не только с перечнем внутренних актов, но и с их содержанием.

Благодаря этому, комиссии могут сделать предварительное заключение о функционировании системы образования в заведении или направить дополнительные проверки в организацию.

Некоторые правила оформления локальных актов ОУ

Внедрение нормативных внутришкольных документов должно быть определено приказом за подписью директора. Учитывая, что акты представляют собой официальные документы, они должны быть оформлены соответствующим образом:

  • включать реквизиты организации, иметь название, отражающее суть документа;
  • содержать дату утверждения, регистрационный номер, при необходимости актуальную редакцию документа;
  • включать подписи руководителя или уполномоченного лица, при необходимости отметки о согласовании акта;
  • иметь «живую» печать организации.

К разработке и согласованию школьных актов привлекают всех задействованных участников процесса. Полномочия, которые принимает директор и группы местного управления, разделяют согласно уставу организации.

Вы можете скачать файл, в котором представлены наиболее часто разрабатываемые локальные акты ОО. Использование предложенных документов в качестве образцов поможет начинающим специалистам создать необходимые для их организации регламентирующие положения.

Регулирующие документы частично или полностью утрачивают силу в случае:

  • утверждения документа, согласно которому данный акт признается утратившим силу;
  • утверждения документа, обладающего большей юридической силой, требования которого противоречат установленным положениям данного акта;
  • признания уполномоченным органом власти, например судом, того, что нормы локального документа противоречат действующим законодательным требованиям.

Особенности внесения изменений во внутренние регламентирующие документы ОУ

Необходимо понимать, что внутренние нормативные документы ОУ отличаются не только целями, задачами и содержанием, но и порядком их утверждения. Так, устав школы, который является основным нормативным актом образовательной организации, не может быть утвержден только директором.

В этом процессе обязательно принимают участие и учредители заведения. Правила трудового распорядка организации разрабатывают и согласовывают с местным профсоюзным комитетом.

Годовые календарные планы перед принятием выносят на обсуждение с представителями органа самоуправления организации и т.д.

Поэтому для внесения изменений или отмены акта администрация школы должна получить согласие тех же органов, которые участвовали в разработке и утверждении документа. Например, коллективный договор не может быть изменен только директором заведения.

Изменение учредительских соглашений или законодательных требований на любом уровне приводят к обязательному пересмотру локальных документов школы. Актуальность положений следует постоянно контролировать, для чего должны быть назначены ответственные работники.

Внесение изменений, дополнений, как и порядок разработки и принятия актов, должны быть описаны в соответствующем положении и утверждены директором школы. В этом же документе определяют ответственности и действие локальных актов ОО. Изменения и дополнения, введенные в действия, должны быть опубликованы на официальном сайте учреждения.

Локальные акты представляют собой базовые правовые положения конкретной общеобразовательной организации, которые можно считать средством реализации компетенции учреждения.

Внутренние документы действуют исключительно в пределах конкретной школы и не распространяются на взаимодействия за ее пределами.

Грамотно разработанные акты позволяют применить законодательные требования в работе организации с учетом особенностей каждого заведения, региона и коллектива.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65574-qqq-19-m1-lokalnye-normativnye-akty-obrazovatelnogo-uchrejdeniya

Локальные нормативные акты организации

Что регулируют локальные образовательные акты образовательной организации. Что такое локальный акт? Локальные нормативные акты организации. По характеру действия выделяют ЛНА

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства.

Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников.

Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
  3. Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
  4. Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
  8. Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
  9. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.

2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков.

В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Узнать больше

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ).

В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть.

В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа.

Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.

30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

  • название организации согласно учредительным документам;
  • наименование документа (положение, правила и пр.);
  • номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
  • виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
  • специальная отметка, если есть приложения к документу;
  • виза утверждения руководителем;
  • дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

  • на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
  • изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

  • оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
  • к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
  • в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы.

От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов.

Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Источник: https://kontur.ru/articles/4768

Локально-нормативные акты образовательной организации: понятие, виды, перечень

Что регулируют локальные образовательные акты образовательной организации. Что такое локальный акт? Локальные нормативные акты организации. По характеру действия выделяют ЛНА

Локально-нормативные акты – это документы, которые устанавливают определённые регламенты для многократного применения, обязательные для всех сотрудников организации, то есть обладающие нормативностью.

Признаки нормативных актов:

  • письменное оформление (не бывает устных нормативных актов);
  • принятие в установленном порядке;
  • действие на неопределённый круг лиц;
  • многократное применение;
  • создание с целью нормативного регулирования.

Стоит отметить, что ЛНА нельзя путать с нормативно-правовыми актами, так как понятие «правовой» применяется только к тем документам, которые принимаются органами власти.

Нормативно-правовые акты располагаются в определённой иерархии, где главный документ – Конституция РФ, за ней следуют федеральные НПА (законы и кодексы), а далее – региональные.

Документы низшей ступени не могут противоречить нормативно-правовым актам высшей ступени, и все акты должны соответствовать Конституции РФ.

В образовательной организации локальные нормативные акты тоже составляют собой иерархию. Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав, за ним идут приказы, положения и распоряжения. Документы образовательной организации не могут противоречить её уставу, региональному и федеральному законодательству.

На какие виды делятся ЛНА?

Локально-нормативные акты по степени значимости делятся на обязательные и необязательные.

Состав обязательных ЛНА определяется законодательством, необязательные же ЛНА не предусмотрены законодательством. Их учреждение принимает по своему усмотрению.

Например, должностные инструкции, положение об организации детского отдыха, положение об обучении сотрудников и так далее.

Для образовательных организаций обязательные ЛНА устанавливает статья 30 Федерального закона N 273-ФЗ. В ней говорится, что образовательные организации разрабатывают ЛНА по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • текущий контроль и промежуточную аттестацию (процедура, формы и периодичность);
  • перевод, отчисление или восстановление обучающихся (процедура и основания);
  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися или их родителями (законными представителями).

Обратите внимание, что в этой статье нет указания на конкретный тип ЛНА – приказ, распоряжение или положение. Даются только темы этих документов.

К обязательным также относятся документы, регулирующие трудовые отношения: правила внутреннего распорядка, положение об аттестации, инструкции и правила, регламентирующие безопасность и охрану труда в учреждении, положение об оплате труда и другие.

Эти документы должны быть в любой организации и разрабатываются в соответствии с Трудовым кодексом РФ:

  • нормы ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями;
  • документы доводятся до сведения работников под подпись;
  • локально-нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

По способу принятия ЛНА делятся на:

  • принимаемые руководителем единолично (штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения);
  • принимаемые с учётом мнения представительного органа работников (положение о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников). В таких случаях соблюдается порядок, предусмотренный статьёй 372 ТК РФ.

Мнение представительного органа работников учитывается при принятии:

  • документов, устанавливающих нормы труда (статья 162 ТК РФ);
  • графиков сменности (статья 103 ТК РФ);
  • положения об оплате труда (статья 135 ТК РФ);
  • правила внутреннего распорядка (статья 190 ТК РФ);
  • локальных актов, устанавливающих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (статья 196 ТК РФ).

По характеру действия выделяют ЛНА:

  • общие – распространяются на всех сотрудников организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда);
  • специальные – распространяются на определённую категорию работников (положение о том или ином подразделении, положение о направлении в командировки).

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке ЛНА?

Почти все требования к ЛНА сформулированы в законе «Об образовании в РФ». Как этим пользоваться? Принцип довольно прост – если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона об образовании, то также возникает и необходимость создания соответствующего локально-нормативного акта.

К примеру, статья 16 закона «Об образовании в РФ» предусматривает возможность получения образования дистанционно. Если образовательное учреждение собирается использовать эту возможность, то принимается соответствующий внутренний документ, если не собирается, то и необходимости в локально-нормативном регулировании нет.

Необходимость принятия локальных актов также обуславливается теми нормативно-правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные, ни трудовые отношения. К примеру, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает все организации принимать меры по предупреждению коррупции.

В письме от 1 апреля 2013 года Минобрнауки рекомендует к принятию те ЛНА, которые регламентируют:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • обучение по индивидуальному учебному плану;
  • формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
  • размер стипендии и платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся;
  • порядок и формы проведения итоговой аттестации и другие.

Всего в письме приводится перечень из 28 локальных нормативных актов, принятие которых входит в компетенции образовательных организаций и их учредителей (пункт 19.34).

Минобрнауки предлагает руководителям образовательных организаций при работе с документами использовать Методические рекомендации, изложенные в письме министерства от 20 декабря 2000 года N 03-51/64. В этом письме содержатся требования к составлению конкретных видов организационных и распорядительных документов, правила систематизации и хранения документов, порядок работы с ними.

Как принимаются ЛНА в образовательной организации?

Процедуру разработки, принятия и утверждения локальных нормативных актов определяет сама образовательная организация. Эта процедура, как правило, закрепляется в уставе учреждения.

Важно, чтобы язык документов был понятен людям с различным уровнем образования, так как локальные нормативные акты образовательной организации интересны не только работникам этого учреждения, но и родителям или самим обучающимся. В идеале текст документов нужно писать так, будто вы пишите для шестнадцатилетнего подростка: просто и с минимумом специальных терминов.

Порядок разработки локальных нормативных актов:

  1. Определение вопросов, по которым необходимо принятие ЛНА. Проекты документов разрабатываются по решению администрации, педагогического совета, общего собрания сотрудников учреждения и родительского комитета.

Внести на рассмотрение вопрос о разработки и принятии локально-нормативного акта вправе любой сотрудник учреждения.

  1. Определение этапов и сроков разработки документа. Как правило, они устанавливаются ещё на этапе обсуждения.
  2. Создание рабочей группы по разработке ЛНА. Администрация поручает эту работу какому-то подразделению, третьему лицу или разрабатывает проект самостоятельно.

Важно грамотно распределить задачи между сотрудниками: кто составит документ, кто его проверит на соответствие законодательству, а кто его правильно оформит.

Рабочая группа по разработке ЛНА может включать в себя не только представителей администрации и педагогических работников, но и членов общественного совета, родителей обучающихся и самих обучающихся (например, представителей ученического совета).

  1. Подготовка локально-нормативного акта: рабочая группа готовит проект документа, обосновывает необходимость в этом акте и предусматривает последствия его принятия.
  2. Проект выносится на обсуждение. Разработанный документ обсуждается на заседании органа, где он утверждается или же отправляется на доработку. Утверждение ЛНА оформляется протоколом. Могут быть и другие формы представления на обсуждение: размещение проекта на информационном стенде, сайте образовательного учреждения и так далее.
  3. Дальнейший шаг – введение ЛНА в действие. Для этого руководитель издаёт соответствующий приказ. Со дня его издания локально-нормативный вступает в силу.

Обратите внимание, что в некоторых случаях локальные акты должны приниматься с учётом мнения представительного органа работников (статья 8 ТК РФ). Таким органом может быть профсоюзный комитет.

Порядок учёта мнения описывается в статье 372 ТК РФ. Профком выражает своё мнение по проекту ЛНА в письменной форме и передаёт руководителю организации до пяти рабочих дней со дня получения документа.

Если профком не согласен с принятием ЛНА, то руководитель в течение трёх дней проводит дополнительные консультации с комитетом. Если же к общему решению прийти так и не удалось, то возникшие разногласия оформляются протоколом. После этого руководитель вправе принять локальный нормативный акт, который профком может обжаловать в суде или в госинспекции труда.

Елена Зачёсова на июньском вебинаре «Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования» рекомендовала унифицировать все документы, чтобы упростить процесс разработки, то есть создать шаблоны.

Сделайте так, чтобы все положения начинались единым образом – например, «Настоящее положение описывает то-то и то-то» или «Настоящее положение создано с целью регламентации такой-то и такой-то деятельности».

Создание шаблонов сильно упростит вам жизнь, со временем это станет для вас спасением.

Ещё будет хорошо, если вы выберете отдельного человека, который будет вычитывать все эти ЛНА, сверять их с уставом, федеральным и региональным законодательством, проверять на предмет ошибок и опечаток.

Например, вы в каком-то положении ссылаетесь на закон «Об образовании в Российской Федерации», но неверно указали номер закона – вместо N 273-ФЗ написали N 263-ФЗ.

Казалось бы, незначительная опечатка в ЛНА делает документ недействительным.

Принятие локально-нормативных актов не является, чем-то выходящим за пределы понимания, но если недооценивать серьёзность работы с документами, то это приведёт к просчётам в деятельности организации, осложнит её. Локальные нормативные акты разрабатываются и принимаются в образовательной организации коллективно, командой. Это задача руководителя – сформировать команду единомышленников и организовать её работу. 

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/lna-v-obrazovatelnoj-organizacii

Правсила
Добавить комментарий