Что такое компетентность определение в образовании. Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании. О компетенции и компетентности в общих чертах

В чем разница между компетентностью и компетенцией?

Что такое компетентность определение в образовании. Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании. О компетенции и компетентности в общих чертах

Слова компетентность и компетенция очень часто встречается в разного рода социальных и экономических сферах человека. В педагогических и экономических дисциплинах зачастую путают два этих по сути разных понятия, однако в большинстве случаев это происходит из-за схожести корня написания, когда говорят о каком-либо человеке или предмете повествования.

Чтобы выделять нечто схожее и различное, для наилучшего понимания двух слов стоит обратиться к определениям данных понятий.

Компетентность

Большинство научных деятелей в области филологии определяют положение — как совокупность связанных между собой качеств человека. Суждение рименяется, к примеру, в положительном описании личности (умения, навыки, знания) и оценки его профессиональных качеств.

В большинстве случаев, положение зависит от предмета описания и меняется, в зависимости заданных границ по отношению к объекту. «Компетентность чиновника — грамотное исполнение наложенных на него обязательств, в которых он разбирается».

Или же: «Этот чиновник некомпетентен, так как возложенные на него обязанности не были исполнены, и он в них не разбирается».

Также существенно определение относительно компетентности, когда описывается обладание человеком определенной компетенцией относительно предмета.

Существует и более просто описание компетентности, когда говорят о том, что это опыт в социально-профессиональной сфере жизнедеятельности человека, который подтверждает его умение в этом вопросе. Если брать суждение в области образования, то там все еще более глубоко раскрыто.

Компетентность ученика — есть способность, основанная на его приобретённый знаниях, жизненном и учебном опыте. Все вышеперечисленное он приумножил и развил в ходе изучения.

Компетенция

В целом ряде словарях под словом понимается круг вопросов, в которых описываемый человек имеет опыт и знания, а также описывается круг чьих-то полномочий и обязанностей.

Слово имеет корни из романо-германских языков, которые в свою очередь, восходят к латинскому «competentio» — что означает соответствие, способность. «Компетенция суда рассматривать это дело. Выполнение этой обязанности не входит в вашу компетенцию» и так далее.

Чье-либо мнение тоже может быть компетентным, то есть иными словами, оно обладает подкрепленными знаниями и соответствует области, о которой идёт речь.

Возвращаясь к теме образования, стоит снова упомянуть, что данные понятия часто упоминаются преподавателями в их трудовой деятельности. В учебном понимании объяснение слова достаточно простое и оно описывается так.

Способность совершать правильные действия на основе приобретённых знаний и накопленного опыта. Как отмечают преподаватели, сфер компетенций должно быть немало. В отличие от определений слов навыка и умение, определение затрагивает более широкое поле мысли.

Замена данного слова другими было бы не совсем правильным, так как навыки и знания применимы к более узкому описанию предмета разговора.

Общие характеристики

Проблема понимания слов компетенции и компетентности и их употребление не так однозначно. Вроде бы в определении слов есть ответ на вопрос, что в них различного и схожего.

Однако при употреблении в речи невозможно избежать обдумывания и мысленных пауз для правильной расстановки этих слов.

Очевидность их смысловой близости и понятийной взаимообусловленности ярка и необходима как важные описывающие элементы той или иной деятельности.

Из этого следует первый общий аспект:

  1. Во-первых: неразделимость смысловых определений компетенции и компетентности в процессе описания образовательной деятельности и воспитания личности.
  2. Во-вторых – оба слова влияют на окружающий мир путём сфер знаний, навыков и умений.
  3. В-третьих — они задают нормы и требования, предъявляемые к образовательному процессу и человеку в частности, при их описании.

Помимо этого оба определения, так или иначе, связаны с результатом, который можно измерить по отношению к способности осваивать воспринимать информацию после изучения той или иной деятельности.

Также они обобщены совокупностью характеристик человека, благодаря которым он способен достигать положенных целей.

Различные характеристики

Помимо этого важно разграничивать понятия. Грань выявляется при определении мотивационной составляющей компетенции и компетентности. Именно поэтому черта, которая отличает второе определение, заключается в осознании ценностно-смыслового отношения в описании предмета деятельности и рассматриваемого опыта.

Также не может существовать в изолированном виде. Ее употребление зависит от контекста, когда суждение зачастую может существовать отдельно от процесса.

Компетентность как свойство личности обозначает уровень сформированных знаний и навыков в области компетенции. То есть соответствие нормам и требованиям установленные в период описания.

Важность имеет область, в которой идет разговор, касающийся компетентности и компетенции. Ведь он порой становится основополагающим в вопросе различий между двумя определениями.

И если суждение рассматривает более узкую степень применения приобретенных навыков и знаний, то компетентность, в свою очередь, дает обобщенную характеристику качества подготовки и ценность опыта объекта. Поэтому компетентности имеет больше аспектов при формировании.

Источник: https://vchemraznica.ru/v-chem-raznica-mezhdu-kompetentnostyu-i-kompetenciej/

➤ Что такое компетентность? | Компетенция и компетентность в чем разница

Что такое компетентность определение в образовании. Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании. О компетенции и компетентности в общих чертах

Расскажем, чем отличается компетенция и компетентность, приведем определение терминов. Бонус — алгоритм оценки сотрудников, а также таблицы с различными компетенциями и индикаторами поведения.

Скачайте материалы по теме:

Что означает компетентность

Что значит компетентность и чем она отличается от компетенции знает не каждый специалист. Понятие «компетентности» включает в себя образование, умения, навыки и опыт работы сотрудника. Другими словами, его способность выполнять конкретный вид работы.

По сути, компетентность и компетенция — схожие термины. Под первым подразумевают совокупность знаний, их наличие у человека. А под вторым — умение использовать эти знания в ходе трудовой деятельности.

 Существует несколько других подходов к определению компетенций:

  1. Американский подход: рассматривает компетенции как модель поведения работника. Сотрудник демонстрирует высокие результаты, если у него есть нужные навыки и знания.
  2. Европейский подход: рассматривает компетенции как описание рабочих задач и ожидаемых результатов работы. То есть способность действовать в соответствии с принятыми стандартами.

Важно! Для должного выполнения функций работник обязан знать понятие компетенции и компетентности, осознавать, в каком направлении двигаться, чтобы всесторонне развиваться и расти в профессиональном плане. Ваша задача — объяснить разницу.

Чем отличается компетентность от компетенции

Профессионализм и компетентность замещают друг друга. Но стоит понимать, что это разные по своему значению термины. Под профессионализмом понимают не только определенные знания, но и само отношение к трудовой деятельности, специфике работы.

Развитые компетенции заметны сразу, ведь профессионал старается развивать умения, стремится к достижению определенных целей и результатов, дорожит работой. Он в целом соответствует стандартам. С компетентностью все немного сложнее, так как наличие знаний и способность применить их можно установить только в ходе комплексной оценки и наблюдений.

Компетенция и компетентность: сравнение

Понятия компетентность и компетенция имеют общие черты, что видно по рисунку. Следует отметить, что не всегда те люди, которые полностью соответствуют установленным требованиям и стандартам, действительно профессионалы. Некоторые из них не умеют применять знания на практике, соответственно, они неэффективны.

Виды профессиональной компетентности

В практике работы HR принято дифференцировать общее понятие профессиональной компетентности на отдельные виды.

Виды профессиональной компетентности:

  1. Специальная компетентность. Владение объемом знаний, достаточным для осуществления профессиональной деятельности на должном уровне. Кроме того, к данному виду относится способность работника к адекватной оценке собственного профессионального уровня и умение проектировать свое развитие как специалиста.
  2. Социальная компетентность. Уровень социальной компетентности определяет умение работника эффективно выстраивать отношения с коллегами, планировать совместные действия. Навыки эффективной коммуникации, соблюдение корпоративной культуры и ответственность за результаты труда, — все это входит в понятие социальной компетентности.
  3. Индивидуальная компетентность. Умение рационально организовать труд, тайм-менеджмент, стремление к личностному росту, — основные компоненты индивидуальной компетентности. Работники с высоким уровнем индивидуальной компетентности менее подвержены эмоциональному выгоранию, способны работать в условиях цейтнота. 

Каждый вид компетенций включает в себя набор навыков, знаний, умений. Они проявляются у сотрудников в разной степени. Можно определить, насколько развит тот или иной специалист, обратив внимание на индикаторы его поведения при выполнении должностных обязанностей.

  • Как разработать модель компетенций: алгоритм и шкалирование

Как происходит формирование компетентности

Главное для формирования компетентности специалиста — профильное образование. В дальнейшем приобретенные на практике знания и умения дополняют исходный уровень компетентности. Все это можно представить в виде формулы.

Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю

Формирование профессиональной компетентности — процесс постепенный и непрерывный. Его можно разбить на следующие этапы:

  1. Получить специальное образование.
  2. Приобрести практические знания и навыки.
  3. Повысить квалификацию, пройти специальные курсы и тренинги.
  4. Приобрести профессиональный опыт.
  5. Достичь профессионализма в своей сфере. 

По мере накопления опыта, приобретения новых знаний и навыков совершенствуется компетентность работника. В начале этот процесс модерируется педагогами, далее — наставниками, HR-менеджерами и руководством. Успешность процесса во многом обусловлена личностью самого сотрудника.

Как выполнить оценку компетентности

Оценка компетентности сотрудников представляет собой систему, в которой обязательно есть следующие компоненты:

Важно! Выполняя оценку компетентности сотрудников, опирайтесь на индикаторы поведения. Именно они дают понять, что означает компетенция и компетентность, отличия.

Оценка компетентности специалиста должна быть;

  • регулярной;
  • независимой;
  • целенаправленной;
  • прозрачной, с понятными сотрудникам критериями. 

Алгоритм проведения оценки компетентности

После того как вы разобрались, что такое компетентность, определение ее уровня не вызовет трудностей. Привлеките еще нескольких руководителей, составьте план работ и приступайте к процедуре.

Пошаговый алгоритм оценки:

  1. Разработайте эталонный профиль должности. На этом шаге важно четко прописать виды компетенций, обязательные для должности.
  2. Определите периодичность проверки. Она зависит от специфики организации и текучести кадров.
  3. Разработайте тесты для каждой должности на основе эталона.
  4. Утвердите порядок тестирования или проведения экзамена.
  5. Проведите тестирование или экзамен.
  6. Сделайте анализ полученных данных и систематизируйте их.
  7. Вынесите решение по результатам оценки: направление на повышение квалификации, перевод на другую должность, увольнение.
  8. Сделайте итоговый анализ эффективности оценки компетентности и работы компании за отчетный период. 

Пример профиля должности на позицию риск-менеджера

Посмотреть профиль полностью в журнале

Над какими компетенциями нужно работать

Корпоративные или ключевые компетенции применимы к любым должностям. Они зависят от ценностей организации: стратегии, Кодекса этики.

Пример корпоративных компетенций с индикаторами

Скачать таблицу полностью

Профессионально-технические компетенции применимы в отношении групп должностей. Они включают в себя специальные требования для сотрудников разных специальностей.

Компетенции личной эффективности проявляются в наличии у сотрудника способностей, связанных с личностными качествами. К наиболее важным относят:

  • зрелость, стремление к росту, например, планирование карьеры, поиск ценностей, способность к творчеству и т.д.;
  • адекватную самооценку и уверенность в себе;
  • гибкость, желание меняться;
  • знание бизнес-этикета;
  • антистрессовую саморегуляцию;
  • деловой имидж.

Пример компетенций личной эффективности с индикаторами

Скачать образец полностью

Лидерские компетенции — это управленческие способности. К ним относят командную работу, директивность, сотрудничество, наставничество, применение должностных полномочий.

Не спешите увольнять всех, кто не соответствует требованиям. Отправьте их на обучение, проведите тренинги на базе организации. Дайте им время на подтверждение компетентности. Не забывайте, что развитие сотрудников — ваша работа.

ВыводФормирование компетентности — процесс поэтапный и непрерывный. Он начинается в учебном заведении и продолжается по месту работы под руководством HR-менеджера. Помните, что высокая профессиональная компетентность — это не только уровень образования, но и практические навыки, опыт и личные качества сотрудника.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/67079-kompetentnost-neobhodimoe-uslovie-effektivnosti-18-m8

Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании

Что такое компетентность определение в образовании. Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании. О компетенции и компетентности в общих чертах

Можно услышать такие слова, как «компетентность» и «компетенция». Отличия между их смыслом большинству рядовых граждан непонятны. В рамках данной статьи будут разобраны эти понятия, чтобы в будущем они не вызывали вопросов. Для примера также будет рассмотрена сфера образования.

Общая информация

Проблема дефиниций заключается в их множестве и общепринятого толкования терминов. Поэтому в рамках статьи будут рассмотрены различные формулировки, которые были высказаны многочисленными научными кадрами. Причем можно выделить два основных подхода: отожествления и дифференциации. Всё это имеет свои особенности, которые мы с вами в дальнейшем и рассмотрим.

О терминах

Так что такое компетентность и компетенция? Отличия между ними понять поможет приведение нескольких определений. Итак, компетентность это:

  1. Качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Благодаря этому его мнение является веским и авторитетным.
  2. Способность к осуществлению жизненного, реального действия. При этом квалификационная характеристика человека в данный момент свершения позволяет превращать ресурс в продукт.
  3. Потенциальная готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела. При этом у человека должны быть все необходимые знания и умения. Кроме этого, необходимо разбираться в существе рассматриваемой проблемы. Для поддержания квалификационного уровня необходимо постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях.
  4. Обладание определёнными опытом и знаниями, которые позволят принимать правильные решения.

А что же собой представляет компетенция? Под нею понимают:

  1. Знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию.
  2. Круг вопросов, в которых конкретный индивид может похвастаться хорошей осведомлённостью.
  3. Совокупность проблем, относительно которых человек обладает широкими познаниями и опытом решения.

Вот чем являются компетентность и компетенция. Различия между ними не чрезмерно существенные, тем не менее, существуют.

Использование терминов

Их можно встретить, как правило, при совершении психолого-педагогической деятельности, или в литературе, которая описывает эту деятельность.

Говоря про то, чем являются компетенция и компетентность, отличия в образовании данных понятий отыскивая, невозможно не упомянуть и то, что даже среди ученых нет единства относительно этого вопроса.

И разбор этих понятий и ситуаций использования подкрепляется весьма существенным количеством исследований, которые были проведены разными людьми. Так, для решения возникших противоречий предлагалось введение единственного правильного термина, чтобы избежать негативных эффектов, но пока консенсуса достичь не удалось.

О компетенции и компетентности в общих чертах

Если данных ранее понятий мало, то может быть рассмотрена более детально компетентность и компетенция. Отличия в педагогике заключаются в следующем:

  1. К компетенции относят самоорганизацию, самоконтроль, самостоятельность, рефлексию, саморегуляцию и самоопределение. Особенный акцент делается на то, что в основе находится знание, а также умение его использовать. Общую картину дополняет психологическая готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различного спектра проблем. При этом действия осуществляются с оглядкой на определённые морально-этические установки и качества личности. В чем же тогда на практике заключается отличие компетенции от компетентности? Давайте разберём и это.
  2. Под компетентностью понимают актуальное личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. При этом это базируется на интеллектуальных и профессиональных характеристиках человека. В основе компетентности положена интегрированная модель, которая включает четыре уровня развития: знания (и их организация); умения (и их использование); интеллектуально-творческий потенциал человека; эмоционально-нравственные отношения с миром. Последнее часто вызывает споры, поэтому информацию необходимо дополнить. Так, под этим понимают ещё и эмоциональный интеллект – то есть, способность самостоятельно дисциплинироваться и самомотивироваться. Кроме этого, в это понятие включена и устойчивость к разочарованиям. Неотъемлемой частью здесь является контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствия. Полезными также являются навыки регулирования настроения.

Под этим термином понимают готовность личности к определённой деятельности. Причем это базируется на существующих знаниях и опыте. Они же приобретаются благодаря обучению. Следует учитывать, что эти качества личности являются взаимосвязанными.

Это позволяет нам говорить о том, что компетенция – готовность человека мобилизовать свои знания, умения и внешние ресурсы, чтобы эффективно действовать в определённых жизненных ситуациях.

То есть, это всё имеется в «готовом виде» и необходимо просто собрать причудливый механизм знаний и умений в момент реализации чего-то.

Про компетентность

Под этим понимают способность, которая постепенно возникает, когда личность осваивает социальный опыт. Причем включает компетентность в себя не только лишь знания и операционно-технологическую составляющую, но и социальную, мотивационную, эстетическую и поведенческую.

Подметил, что статья пишется похожими словами? Не волнуйся, читатель! Как уже ранее писалось, такая особенность данной статьи, в которой рассматриваются компетенция и компетентность. Отличия разных авторов хотя и существуют, но они незначительные. Каждое отдельное суждение предоставляет свой интерес. А чтобы оно не терялось, приходится приводить информацию полностью.

Итак, возвращаемся к теме статьи. Компетентность является результатом образования. Также она предусматривает наличие определённого набора компетенций. В это понятие входит и личностное отношение человека к предмету своей деятельности.

Следует напомнить, что исследованием этих терминов занимались многие ученые Привести все их наработки в рамках данной статьи не представляется возможным. Но несколько наиболее интересных моментов, толкований всё же следует выделить.

Толкование А.В. Хуторского

Итак, продолжаем знакомиться со значениями таких терминов, как компетентность и компетенция. Отличия, согласно А.В. Хуторскому, здесь такие:

  1. Под компетенцией понимают определённый круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт. Это совокупность взаимосвязанных качеств, которыми обладает личность по отношению к определённым предметам и процессам. Ими могут выступать знания, умения, навыки, способы деятельности. При соблюдении всех условий является возможной качественная работа.
  2. Компетентность – это когда человек обладает необходимой компетенцией, что включается в себя также и его личное отношение к предмету деятельности.

Толкование В.Д. Шадрикова

Немного другое видение предлагает этот ученый:

  1. Так, В.Д. Шадриков утверждает, что под компетенцией необходимо понимать круг вопросов, где человек хорошо осведомлен. Особенностью этого понятия является то, что оно относится не к определённому субъекту деятельности, а к вопросам, что её сопровождают. Иными словами, под компетенцией необходимо понимать функциональные задачи, которые можно успешно решить. Если говорить про образовательный процесс, то тут можно наблюдать, что формируется определенная диалектика.
  2. Компетентность – это особенность субъекта деятельности. Благодаря ней личность может решать определённый спектр задач.

Об образовательной сфере замолвим слово

Вот нами и было рассмотрено с общетеоретической точки зрения, чем отличается компетентность от компетенции. Теперь давайте уделим внимание образовательной сфере. Перед нами есть «сферический» педагог, которые занимается тем, что излагает правоведение.

Итак, если у него есть знания о предмете, навыки применения законодательства в правоохранительных органах, умение защищать свои права (проводить поиск необходимой для этого информации) и сила духа, которая поможет пережить сложные моменты – значить компетенция у человека есть.

Можно сказать, что если человек ещё и заинтересован в том, чем он занимается, совершенствует свои навыки общения и изложения материала, то он ещё и компетентен. Конечно, это всё немного утрировано, но, тем не менее, этот небольшой пример позволит понять нам, что собой представляет предмет статьи в реальности.

Нами была рассмотрена разница между компетенцией и компетентностью, больше по этому аспекту вопросов быть не должно. Но чтобы окончательно закрепить материал, давайте рассмотрим ещё и ситуацию с другими сферами человеческой деятельности.

Иные области

Итак, допустим, у нас есть инженер. Его задача – создавать новые машины, которые будут обладать всем необходимым функциональным спектром. Различается ли здесь компетентность и компетенция? Отличия между ними есть, но в целом схема выглядит как представленная раньше.

То есть, если у него есть необходимые для работы знания, умения, навыки – то человек обладает компетенцией.

А если есть ещё и желание выходить за рамки достигнутого, работать из интереса и во благо, когда существует заинтересованность в результате и человек работать хочет сам, то это значит, что у него есть компетентность.

Заключение

Нельзя не отметить тот факт, что и само общество, и каждый конкретный индивид заинтересованы в том, чтобы каждый человек обладал максимально возможной компетентностью при решении определённых вопросов. В таком случае можно было бы говорить о том, что общество трудится максимально эффективно и целесообразно.

Возможно ли это? Да. Но прежде чем говорить обо всех, необходимо начать с отдельного человека. Чтобы изменить мир к лучшему – достаточно начать с себя. Причем можно работать не только над качеством навыков, но и над культурой, отношениями.

В качестве отправной точки можно взять свой внешний вид. Затем следует начать следить за своим домом, чтобы было чисто и уютно. Когда человек ценит сам себя, то он внимательней относится и к окружающей среде, и к людям, и к тому, что он делает.

Источник: https://FB.ru/article/261851/chem-otlichaetsya-kompetentnost-ot-kompetentsii-kompetentnost-i-kompetentsiya-otlichiya-v-obrazovanii

Про компетенцию

Под этим термином понимают готовность личности к определённой деятельности. Причем это базируется на существующих знаниях и опыте. Они же приобретаются благодаря обучению. Следует учитывать, что эти качества личности являются взаимосвязанными.

Это позволяет нам говорить о том, что компетенция – готовность человека мобилизовать свои знания, умения и внешние ресурсы, чтобы эффективно действовать в определённых жизненных ситуациях.

То есть, это всё имеется в «готовом виде» и необходимо просто собрать причудливый механизм знаний и умений в момент реализации чего-то.

Правсила
Добавить комментарий