Детская реабилитация. Медицинский вид реабилитации у детей. Трудовой тип реабилитации у детей

Основы медицинской реабилитации ребенка

Детская реабилитация. Медицинский вид реабилитации у детей. Трудовой тип реабилитации у детей

Некоторые детки рождаются с отклонениями, а у других патологические изменения проявляются с возрастом. В обоих случаях необходима медицинская реабилитация детей. Это борьба за будущее здоровое развитие ребенка. Главным отличием от простого лечения является нормализация жизнедеятельности с учетом возраста малыша.

цель реабилитации – возврат пациенту утраченных возможностей, навыков, здоровья, адаптация в социум, бытовую жизнь.

Медицинская реабилитация детей – это комплекс мер для максимального восстановления здоровья ребенка в физическом и психическом плане.

По данным ВОЗ, 650 млн. человек, из которых треть дети, имеют тяжелые заболевания, которые требуют реабилитации. С каждым годом их число увеличивается.

Иногда крайне необходима медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями, инвалидам, уже с первых дней жизни. В этом помогают специальные центры и службы.

Реабилитация включает все виды и методы предоставляемых услуг для разных возрастных категорий. Это полный комплекс, который социализирует детей с особенностями.

Помимо здоровья, происходит полное либо частичное восстановление трудоспособности.

Приобретенные отклонения обычно проявляются после перенесенной серьезной болезни, травмы, как физической, так и психологической.

Существуют такие основные виды реабилитации:

  1. Медицинская. По восстановлению утраченных функций. Совершается поэтапное лечение, которое проводят до полного либо частичного выздоровления. Происходит активизация возможностей организма. Проводят психотерапию, чтобы малыш научился спокойно принимать свою болезнь, боролся с ней собственными силами (физические упражнения, позитивный настрой, обучение).
  2. Социальная. Социально-бытовая адаптация. Помогает составить режим дня, учитывая особенности ребенка, его возраст. Рассматривается необходимый уход за детьми с особенностями. Этот вид помогает ребенку в положительном ключе воспринимать себя и свою семью, осознавать окружающее общество. Помощь соц. реабилитации велика: адаптация, получение спец. средств, работа по дому, материальная помощь, воспитание в специальных учреждениях.
  3. Трудовая (профессиональная) деятельность (для деток – обучение). Происходит качественная подготовка к учебе, к восприятию, запоминанию учебных программ. Выделяются средства для учебы, профориентации или переобучения.

Обратите внимание! Социум играет важную роль в здоровом развитии подрастающего поколения.

Основная суть – это максимальное восстановление здоровья в физическом и психическом плане. Проводят реабилитацию центры, организации по здравоохранению. Также ею стоит заниматься дома самостоятельно.

Первым местом, где начинается восстановление, является роддом. Дальше следует поликлиника, различные консультации, стационарное лечение. Когда малыш подрастает, возможно дальнейшее лечение в специальных санаториях, лагерях, интернатах, школах, садиках, диспансерах.

Чтобы улучшить состояние ребенка, развить его возможности, используют определенные программы, которые назначает непосредственно доктор. Это может быть:

  • ЛФК для детей;
  • физиотерапия;
  • медикаментозное лечение.

Стоит заметить! Начать реабилитацию рекомендуется как можно раньше. Тогда вероятность возврата утерянных способностей либо развитие имеющихся существенно возрастет.

Учитывая способности детского организма, реабилитация обладает определенными особенностями:

  • составляется индивидуальный план (с учетом имеющихся изменений, нарушений, характеристик пациента), по которому проводят все назначенные комплексы по реабилитации;
  • самая высокая эффективность проявляется, если лечение начато на первых стадиях болезни, отклонения;
  • применяется комплексный подход;
  • все предписания выполняются ежедневно, не пропуская;
  • реабилитация преследует цель полного восстановления либо приспособления к сложившимся обстоятельствам.

При хронических формах болезней (полиомиелит, пороки, астма) суть реабилитации для ребенка заключается в поддержке организма, компенсации утраченных функций для заболевшего органа.

Дети находятся на учете, регулярно проходят осмотры. Например, медицинская реабилитация детей с ДЦП может происходить длительное время, с периодическими обострениями. Главное, не сдаваться, а продолжать лечение.

Средства реабилитации

Необходимо серьезно подойти к организации, выбору методики по реабилитации ребенка, имеющего некоторые отклонения. Ведь правильно подобранная схема лечения дает больше шансов на выздоровление. Необходимо четко придерживаться медицинской реабилитации детей по специальной программе.

Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:

  • место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
  • восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
  • лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
  • все лечебные этапы проводят комплексно;
  • назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
  • цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.

Не всегда после посещения лечебных центров дети быстро возвращаются к былым условиям. Им необходимо время. Чтобы не возникло рецидива либо другой болезни нужно внимательно отнестись к адаптации малыша.

Следует заново организовать распорядок дня с назначенными врачом занятиями. Используйте массаж, ЛФК, придерживайтесь предписанной диеты, физиотерапии, работайте над психикой ребенка (главное – не травмировать ее).

Этапы медицинской реабилитации ребенка

Существуют государственные программы по реабилитации детей с определенными болезнями, разработана медицинская реабилитация детей инвалидов, которая состоят из таких этапов:

  1. Клинический. Происходит в стационаре. Работа направлена на пораженные системы организма, которые необходимо вылечить либо улучшить. Также готовит малыша к дальнейшей работе над своими отклонениями. Чтобы максимально помочь ребенку, на этом этапе включают все методы: медикаменты, массаж, диета (при острой фазе болезни – разгрузочная, во время выздоровления – высококалорийная, с витаминами, легкой усвояемостью), ЛФК, физиотерапия. Результаты достижений фиксируют после различных анализов (биохимия, показатели функциональных возможностей, ЭКГ).
  2. Санаторный. Важный период, когда пораженные системы приходят в норму. Здесь больше внимания уделяется не только физическому состоянию, но и психическому (учитывается характер ребенка). Проводят мероприятия по закаливанию организма, чтобы поскорее повысить иммунитет, нормализовать основные показатели здоровья. Если данный этап выполняется правильно, организм начинает нормально расти и развиваться. Важно поддерживать положительные эмоции у малыша, полноценный сон, качественное питание, отличное самочувствие. Завершают этап при исчезновении патологий.
  3. Адаптационный. Тут уже нормализируются практически все показатели состояния организма, малыш возвращается в обычную жизнь. Процедуры также продолжают подбирать индивидуально, и постоянно их выполняют. Проводят его как дома, так и в предназначенных для этого центрах. Под конец этого периода, здоровье дитя должно быть восстановлено либо максимально улучшено.

Проводя реабилитационные мероприятия, их обязательно заносят в личную карточку пациента.

Важны личностные качества, положительная жизненная позиция. Обучайте свое чадо основным правилам, которые нужно соблюдать в обществе.

Каждый человек полноценен, не зависимо от его физических возможностей. В дальнейшем поддерживать здоровье, наладить социальные связи помогут активные групповые игры на свежем воздухе.

Важно! Главное – заставить ребенка не падать духом, поверить в себя и свои возможности, помочь ему обрести уверенность. При необходимости обращаются к логопеду либо к другой педагогической методике.

К сожалению, некоторые последствия заболеваний откладывают свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь малыша. И для того, чтобы сделать его существование более полноценным, необходима реабилитация. Она поможет вернуть утраченные функции либо компенсирует потерянные возможности. Таким образом, чадо будет чувствовать себя комфортно, ведя обычный образ жизни.

Источник: https://Fiziotera.ru/med-reabilitacia-detei/

Реабилитация детей

Детская реабилитация. Медицинский вид реабилитации у детей. Трудовой тип реабилитации у детей

Она имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Последствия многих заболеваний, дефекты развития существенно нарушают адаптивные способности детского организма, не позволяя считать такого ребенка вполне здоровым.

В Уставе ВОЗ определено, что здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней или физических дефектов. Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех аспектах, в том числе и функциональном, должно быть в центре внимания врача-педиатра.

Реабилитация в педиатрии — четко очерченный этап в стройной системе детского здравоохранения.

Начинается он с момента возникновения заболевания, травмы или дефекта развития и заканчивается восстановлением физического, психического и социального благополучия при отсутствии или стойкой компенсации патологических отклонений морфологического или функционального характера.
Возможности и эффективность реабилитации зависят не только от социальных условий, но и от правильного понимания каждым врачом ее целей и особенностей.

Цель и место реабилитации в педиатрии

Цель — не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня (схема ниже).
Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающие восстановление его здоровья на определенном этапе.

Медицинская реабилитация проводится, как правило, в нескольких учреждениях.

Из них наиболее важное значение имеют:— родильный дом (родильное отделение);— детская поликлиника (амбулатория, консультация);— стационар;— реабилитационные отделения;— специализированный диспансер;— санаторные отделения больницы;— специализированный детский санаторий;— оздоровительный лагерь санаторного типа;

— школа, школа-интернат.

Средства реабилитации в периатрии

Комплексное применение разнообразных средств реабилитации в соответствии с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности заболевшего ребенка требуют особого подхода к вопросам организации и методики.

Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений:
1) реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;
2) реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органичную часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение;3) процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка;4) реабилитация на каждом этапе должна носить комплексный характер;5) индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;6) конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях — адаптация к новым условиям жизни.

Ребенок, возвращающийся после обычного лечения в детское учреждение или домашнюю обстановку, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни.

Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание.

Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка нужна качественно новая организация лечебно-реабилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакологии, ЛФК, массажа, физиотерапии, психотерапии.

Этапы реабилитации в педиатрии

Весь процесс реабилитации больного ребенка можно разделить на три этапа: клинический, санаторный и адаптационный.
1. Первый этапклинический (стационарный).

На этом этапе обеспечивается не только восстановление функции пораженных систем, но и подготовка организма ребенка к следующему этапу реабилитации. Для решения этих задач используются фармакология, диета, ЛФК, массаж, физиотерапия. Большое значение, в зависимости от степени и характера заболевания, имеет диета.

Разгрузочная — в остром периоде, витаминная, калорийная и легко усвояемая — в период выздоровления. Первый этап реабилитации оценивается по биохимическим показателям, ЭКГ, функциональным показателям.
2. Второй этап реабилитациисанаторный.

Он имеет решающее значение для нормализации функции пораженной системы наряду с восстановлением функций других органов и систем. Особое внимание уделяется расширению физической и психической деятельности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Этот этап реабилитации больного ребенка проводится в специализированном санатории. Основное внимание уделяется диете, закаливающим процедурам, физиотерапии, ЛФК.После санаторного лечения функциональные показатели нормализуются. Успешность реабилитации определяется положительной динамикой роста и развития ребенка.

Существенную роль в оценке результатов санаторного лечения играет наличие у ребенка положительных эмоций, хорошего самочувствия, нормального сна и аппетита. Показателем завершения санаторного этапа реабилитации надо считать отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса.

3. Третий этап реабилитацииадаптивный. На этом этапе достигается нормализация функциональных показателей, характерных для данного возраста, обеспечивающих возврат ребенка к обычным для него условиям жизни и учебы. Адаптационный этап реабилитации может проводиться и в специализированном центре.

реабилитационных мероприятий определяется состоянием здоровья ребенка и степенью адаптации функциональных систем. Завершается третий этап реабилитации полным восстановлением здоровья. Однако это не всегда удается. Так, при хронических заболеваниях (пороки сердца, бронхиальная астма, полиомиелит и др.

) задача реабилитации состоит не только в достижении состояния максимальной компенсации функций больного органа, но и в поддержании состояния этой компенсации. Такие дети продолжают оставаться на диспансерном учете в поликлинике, врачи которой наблюдают за состоянием здоровья ребенка (осмотр, анализы, функциональные пробы и т.д.).

У таких детей реабилитация затягивается на неопределенный срок, перемежаясь с возвращением к первому и второму этапам в периоды обострения.

Реабилитационная программа в сжатом виде фиксируется в специальной карте!
Рахит
Кривошея
Врожденная косолапость
Плоскостопие
Сколиоз
Бронхит
Бронхит астматический
Астма бронхиальная
Пневмония
Болезни суставов
Дисплазия
Врожденные пороки сердца
Вялый паралич мышц верхних конечностей
Гипотрофия
Гипотонус
Гипертонус
Диатез экссудативный
Диспепсия простая
Заболевания ЖКТ
Запоры у детей
Колит у ребенка
Наследственные нервно-мышечные заболевания
Ожирение у детей
Опрелость кожи у ребенка
Остеохондропатии у детей
Паралич плечевого сплетения
Пиелонефрит у детей
Повреждение лицевого нерва у ребенка
Полиомиелит у ребенка
Психоэмоциональные перегрузки у детей
Пупочная грыжа у ребенка
Ревматизм у ребенка
Недержание мочи у ребенка
Медицина

Источник: https://xn--b1adef0ban2h.org/reabilitatsiya-detej/

Социальная реабилитация детей

Детская реабилитация. Медицинский вид реабилитации у детей. Трудовой тип реабилитации у детей

Замечание 1

Социальная реабилитация детей – процесс, направленный на восстановление функций организма ребенка, на социальную адаптацию и интеграцию в общество. Это процесс усвоения ребенком системы знаний, норм и ценностей, характерных данному обществу или социальной группе.

Основная проблема детей с ограниченными возможностями – нарушение контактов с другими людьми, окружающей средой, культурными ценностями, ограничение мобильности.

Социальная реабилитация детей направлена на решение задач формирования основ социального поведения, общего развития, прививает трудовые навыки, обучает самообслуживанию и адаптации в обществе. Социальная реабилитация направлена на формирование среды, способствующей развитию ребенка и исполняющей реабилитационную функцию.

Дети, имеющие различные нарушения развития, представляют собой большую и разнородную группу по формам, причинам и степени выраженности нарушений. Такие дети нуждаются в комплексной, индивидуализированной, специализированной коррекционной помощи, социальной интеграции, максимальной реабилитации, что возможно при определенных условиях:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • раннее выявление детей с нарушениями развития;
  • исследование распространенности форм дизонтогенеза, потребностей образовательных учреждений, родителей, социума в отношении проблемных детей;
  • обеспечение диагностики, коррекции развития ребенка по индивидуальной программе реабилитации;
  • обеспечение преемственности и подготовки к обучению;
  • обеспечение социальной адаптации;
  • оказание комплексной социально-правовой, медико-социальной, коррекционно-педагогической, психологической помощи и поддержки.

Социальная реабилитация детей базируется на ряде принципов: меры восстановления организма охватывают все его функции; реабилитационные мероприятия начинают проводить сразу после постановки диагноза; при реабилитации используются последние научные достижения и инновационные технологии; всесторонняя доступность.

Социальная реабилитация включает адекватное каждому ребенку обучение, позволяющее привить социальные навыки.

Успешное решение задач социальной реабилитации позволяет: привить ребенку необходимые физические и трудовые навыки; помочь сформировать адекватную модель поведения в социуме; выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации.

Замечание 2

Дети с физическими, психическими, социальными особенностями, развивающиеся в дружественной среде чувствуют поддержку и заботу со стороны взрослых, что позволяет наиболее быстро и полно интегрироваться в социум.

Центры социальной реабилитации детей

Комплекс мер социальной реабилитации детей проводят в домашних условиях или в специализированных центрах социальной реабилитации детей.

Основные цели центров реабилитации: социальная реабилитация детей-сирот; формирование или восстановление социального статуса; адаптация к условиям жизни в семье и в обществе; оказание помощи детям инвалидам; воспитание мотивации к труду.

Современные центры реабилитации многопрофильные учреждения, позволяющие решать вопросы по большинству проблем социальной реабилитации детей. Социальные работники определяют потенциал ребенка, объем необходимой помощи, разрабатывают индивидуальную программу реабилитации, организуют досуг для детей.

При работе с детьми-сиротами необходимо соблюдать следующие требования: предоставляемая помощь не должна навредить ребенку; индивидуальные программы реабилитации должны учитывать все индивидуальные особенности ребенка; отклонения в развитии должны компенсироваться оперативно, без нанесения психологической травмы.

Социальная адаптация – приведение группового или индивидуального поведения проблемных детей в соответствие с общественными нормами и ценностями.

Дети с ограниченными возможностями испытывают трудности в достижении своих целей в пределах допустимых общественных норм, у них снижена способность адекватного реагирования на изменения вокруг, затруднено взаимодействие с социальной средой.

В задачи воспитания и обучения детей с особыми потребностями входит обучение адекватному взаимодействию со сверстниками, разными социальными группами, обществом, выполнению социальных и правовых норм и правил.

Опыт коррекционных учебных заведений показывает, что учащиеся таких школ овладеть принятыми в обществе нормами поведения, способны активно участвовать в общественно полезной жизни.

Социальная реабилитация детей-инвалидов

Социальная реабилитация детей-инвалидов включает следующие мероприятия:

  • подготовка к обучению, содействие в устройстве в специализированные учреждения;
  • развитие физических и психических способностей;
  • формирование условий, позволяющих принимать участие в жизни общества;
  • облегчение бытовых и жилищных условий;
  • установление максимально комфортного контакта с внешним миром;
  • организация полноценного участия в общественной и культурной жизни, проведение досуга;
  • восстановление и поддержка физических и моральных сил;
  • включение в процесс реабилитации ближайшего окружения ребенка.

Основная задача социальной реабилитации детей-инвалидов – направить физические и духовные силы ребенка на развитие способностей, проявление талантов, снять страх перед окружающей средой.

Социальная работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии

Семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии, имеют ряд социально-психологических особенностей: наблюдается внутренний конфликт между членами семьи, сужается круг знакомых семьи, ограничивается общение с родственниками, семья становится малообщительной, у родителей могут начать проявляться соматические заболевания.

Необходима социальная адаптация не только ребенка с отклонениями в развитии, но и всей семьи.

Основная проблема семей – получение необходимой медицинской помощи и социально-бытового обслуживания.

В социальной работе с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, необходимо придерживаться следующих направлений:

  • диагностическое – для изучения особенностей воспитания в кругу семьи, разработки и внедрения индивидуальных программ помощи семье;
  • педагогическо-коррекционное – коррекция отношений между родителями и детьми, повышение роли отца в процессе воспитания ребенка;
  • просветительское – расширение представлений об особенностях развития детей, имеющих патологию и методах коррекционной работы с ними;
  • психокоррекционное – повышение чувства уверенности в собственных силах, гармонизация семейных отношений, создание в семье благоприятного психологического климата.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_reabilitaciyatehnologii_i_metody/socialnaya_reabilitaciya_detey/

Правсила
Добавить комментарий