Когда появился термин социология в каком веке. Введение. Уральский государственный экономический университет

Университет: вчера и сегодня – Уральский государственный Экономический Университет

Когда появился термин социология в каком веке. Введение. Уральский государственный экономический университет

Уральский государственный экономический университет – это ВУЗ, где готовят экономическую элиту Уральского региона, а также России и стран СНГ.

УрГЭУ – это базовый, многопрофильный экономический вуз, в котором обучаются более 17 000 студентов, и их число постоянно растет.

Университет подготовил свыше 130 000 специалистов для разных отраслей народного хозяйства, в том числе представителей бизнес-элиты и органов государственной власти. 

История университета

Первое место в рейтинге вузов по мнению работодателей и студентов Уральского федерального округа.Первое место в рейтинге лучших преподавателей Екатеринбурга.Лучшие образовательные программы высшего образования по рейтингу  Национальным центром общественно-профессиональной аккредитацииПервое место по организации научно-исследовательской работы студентов среди российских вузов по конкурсам Молодежного союза экономистов и финансистовВторое место по качеству приема среди государственных вузов Свердловской области по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», пятое место среди вузов Свердловской области по числу публикаций в зарубежных изданиях
Заслуженный мастер спорта России по лёгкой атлетике, многократная чемпионкаПредприниматель, основатель сети «Кировский»Экономист, член-корреспондент РАНДвухкартный чемпион Европы и чемпион мира по прыжкам в высотуроссийская волейболистка, мастер спорта международного классаЗаслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер Россиируководитель и владелец Ювелирного дома MOISEIKIN

Образовательная деятельность

Среднее профессиональное образование при поддержке крупнейшего университета.Высшее образование за 4 года обучения.Углубленная профессиональная подготовка.Высшее образование для тех, кто ценит свое время.Углубленные знания для госслужащих.Подготовительные курсы для школьников – «пропуск» на скамью ВУЗа.Получение ученой степени — гарантия успешной карьеры.К вершинам бизнеса вместе с УрГЭУ.

среднее профессиональное образование
(колледж УрГЭУ)

высшее образование
(бакалавриат и магистратура)

подготовка научно-педагогических кадров
(аспирантура, докторантура)
и бизнес-образование

Научно-исследовательская деятельность

Одним из ключевых направлений работы университета является научная деятельность. Ежегодно университетом проводится около 20 научных международных и всероссийских конференций.

Университетом выполняются исследования в рамках более чем 120 НИОКР, грантов, проектов федеральных целевых программ.

В 2018 году в УрГЭУ объем финансирования по внешним грантам составил 9,7 миллионов рублей, на первое полугодие 2019 года – уже более 13 миллионов рублей.

В УрГЭУ издаются четыре научных журнала, три из которых входят в список ведущих научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего образования РФ. Журнал «Управленец» попал в базу данных ESCI Web of Science с архивом, начиная с 2015 года.

На сегодняшний день по большинству показателей публикационной активности УрГЭУ входит в топ-3 университетов Свердловской области, а по основным показателям занимает второе место.

Университет попал в престижный рейтинг вузов QS BRICS, при этом всего 90 вузов России входит в этот рейтинг, а УрГЭУ занимает позицию 72-82.
Университет занял 13 строчку в предметном рейтинге научной продуктивности АЦ «Эксперт» 2019, а также укрепляет свои позиции еще в 10 международных и российских рейтингах.

Научные школы УрГЭУ:

  • «Исследование электрохимических процессов и разработка электрохимических сенсоров, методического, программного и приборного обеспечения мониторинга среды обитания и здоровья человека»,
  • «Экономика природопользования»,
  • «Финансы социальной сферы»,
  • «Региональная экономика в системе пространственной экономики»,
  • «Продовольственная безопасность»,
  • «Макроэкономические аспекты развития мировой экономики и региональной экономики».
член Совета Федерацииэкс-министр торговли и питания Свердловской областиЭкономист, член-корреспондент РАН

 

УрГЭУ – один из самых активных вузов Урала в сфере развития международных отношений. За время работы университета подписано 119 договоров о международном сотрудничестве в 50 странах мира.

В числе соглашений – договоры о развитии программы двойных дипломов по четырем направлениям бакалавриата и двум направлениям магистратуры в шести университетах. Уральский государственный экономический университет – единственный вуз на Урале, который в 2007 г.

вошел в реестр вузов Германии, в высшую категорию Н+. Это означает, что диплом УрГЭУ признан в Европе. 

В университете действует подготовительный факультет, где ведется обучение русскому языку и реализуются программы адаптации иностранных студентов. Более 650 студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов из 50 стран мира находятся на обучении в УрГЭУ. 

С целью создания площадки для творческой и образовательной самореализации и для улучшения адаптации иностранных студентов в 2016 году в университете открыта штаб-квартира Ассоциации Иностранных Студентов. Установлены системные деловые отношения с Ассоциацией Иностранных Студентов России. 

Для развития интереса студентов УрГЭУ к международной деятельности проводятся встречи в рамках проекта «Час дипломата».

Международный образовательный проект «Час Дипломата» представляет собой встречу студентов с дипломатическими представителями разных стран. В сентябре 2016 г.

проект открыл Чрезвычайный и Полномочный Посол Бенина в РФ Анисет Габриэль Кочофа. В вузе также выступили Консулы Беларуси, Азербайджана, Венгрии, Китая, Испании и Франции. 

Студенты УрГЭУ активно принимают участие в международных стажировках в вузах-партнерах: 

  • Европейский университет прикладных наук, г. Брюль (Германия); 
  • Европейский университет Виадрина, г. Франкфурт-на-Одере (Германия); 
  • Университет Жан Мулен Лион 3, г. Лион (Франция); 
  • Университет Лилль 1 (Франция); 
  • Университет Западной Бретани, Кемпер (Франция); 
  • Западно-Чешский Университет, г. Плзень (Чехия); 
  • Университет им. Менделя, г. Брно (Чехия); 
  • Институт технологии и бизнеса, г. Ческе-Будеёвице (Чехия); 
  • Харбинский коммерческий университет, г. Харбин (Китай); 
  • Шихэцзыский университет, г. Шихэцзы (Китай); 
  • Ланьчжоуский университет финансов и экономики, г. Ланьчжоу (Китай); 
  • Университет прикладных наук, г. Миккели (Финляндия); 
  • Университет прикладных наук «Лаурэа», г. Хювинкаа (Финляндия); 
  • Университет г. Тренто (Италия); 
  • Университет г. Верона (Италия); 
  • Университет Менеджмента Варны (Болгария).

Университет является инициатором и активно развивает ряд молодежных движений и проектов, направленных на развитие межкультурного диалога, укрепление взаимопонимания и дружбы между народами, популяризацию профессионального мастерства:

      

Международное молодежное движение «Евразийский экономический форум молодежи» (ЕЭФМ) – евразийское по духу, но всемирное по географииинициативное объединение bнтеллектуальной молодежи разных стран под эгидой Евразийского экономического клуба ученых, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального Агентства по делам молодежи РФ – Росмолодежь,Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Правительства Свердловской области.

      

WorldSkills International (WSI) – это международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.

WSI существует с 1946 года, её создатели поставили перед собой амбициозные цели: мотивировать молодых людей конкурировать, чтобы разбудить их энтузиазм по поводу профессиональной подготовки, а также для сравнения навыков и способностей людей из разных стран.

С тех пор основной деятельностью WSI, является организация конкурсов профессионального мастерства WorldSkills в различных странах-членах каждые два года.

       

В 2012 г в Екатеринбурге при поддержке Департамента международного сотрудничества Министерства образования и науки РФ на базе Большого ЕвразийскогоУниверситетского Комплекса был создан филиал Ассоциации иностранных студентов России(АИС) с целью объединения иностранных студентов, обучающихся в вузах Екатеринбурга.
Цель данной организации – содействие углублению взаимопонимания между иностранными студентами и общественными организациями, администрацией вузов; укрепление взаимопонимания и дружбы между народами. 

Источник: http://www.usue.ru/ob-urgeu/urgeu-vchera-i-segodnya/

Уральский государственный экономический университет

Когда появился термин социология в каком веке. Введение. Уральский государственный экономический университет

ГОУ ВПО “Уральский государственный экономический университет” (УрГЭУ) – учебное заведение высшего профессионального образования г.Екатеринбурга и Свердловской области, один из крупнейших вузов Урало-Сибирского региона.

УрГЭУ – профильный экономический вуз России. Готовит экономистов различного профиля.

Образован 10 октября 1967 года как Свердловский институт народного хозяйства (СИНХ) на базе экономического факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького и Свердловского филиала Московского института народного хозяйства (ныне – Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова).

Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ) — это вуз, где готовят экономическую элиту не только Уральского региона, но и всей России и стран СНГ.

Среди выпускников университета много известных людей, в том числе представителей бизнес-элиты и правительственных структур, таких как Заместитель Главы Екатеринбурга В.В.

Контеев, генеральный директор ЗАО «НПО «Спецнефтегаз» В.А. Канайкин, Министр торговли, питания и услуг Свердловской области В.П. Соловьева, Министр финансов Свердловской области М.А.

Серова, заместитель генерального директора ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» В.А. Семенов.

В настоящее время УрГЭУ — это крупный центр образования и науки в России, базовый, многопрофильный экономический вуз Уральского региона, в котором обучаются около 20 тысяч студентов. За 40 лет университет подготовил свыше 65 тысяч специалистов для разных отраслей народного хозяйства.[1]

В УрГЭУ работают более 500 преподавателей, среди них 80 докторов наук и более 240 кандидатов наук, преимущественно в сфере экономики и финансов, 2 члена-корреспондента РАН, 7 заслуженных деятелей науки РФ; 12 человек избраны действительными членами ряда общественных академий.

УрГЭУ — это один из немногих вузов в стране, где почти все заведующие кафедрами являются докторами наук. Среди профессорско-преподавательского состава УрГЭУ десятки преподавателей являются обладателями патентов и зарегистрированных программ, два профессора – авторы открытий.

[2]

Ректор университета (с 2005 года) — М.В. Федоров.

Первое здание университета

В середине XIX века у Екатеринбурга возникла потребность в духовном учебном заведении.

Поэтому в 1858 году на фундаменте таможни в юго-западной части Екатеринбурга, где позже располагалась усадьба купца Коробкова, было построено Екатеринбургское духовное училище.

Училище закончили известные писатели и ученые, среди которых профессор Петербургского университета и изобретатель радио Александр Попов, писатели Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов, известный историк русской церкви Антон Карташов и другие.

В здании, в котором некогда располагалось Екатеринбургское духовное училище теперь и размещается УрГЭУ.

Названия университета в разные годы

1967-1990 – Свердловский институт народного хозяйства (СИНХ).

1990-1993 – Уральский институт народного хозяйства (УИНХ).

1993 по н.в. – Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ).

Ректоры университета в разные годы

1967-1968 – Готлобер Валентин Михайлович (род. 15 июня 1916 года в Москве, умер … в г.Краснодаре).

1968-1971 – Пономарев Леонид Николаевич (род. 14 июня 1925 года в г.Кушва Свердловской области, умер … в г.Свердловске).

1971-1982 – Веселов Николай Григорьевич (род. 23 июля 1924 года в д.Колкач Петриковского района Волгоградской области, умер … ноября 1982 года в г.Свердловске).

1983-2005 – Камышов Валентин Митрофанович (род. 19 октября 1934 года в г.Керчь Крымской АССР).

2005 по н.в. – Федоров Михаил Васильевич (род. 1 января 1951 года в пос.Нечунаевское Сузунского района Новосибирской области).

Структура университета

Структура университета кроме общеуниверситетских структурных подразделений включает:

  • 6 факультетов (41 кафедра),
  • 6 институтов,
  • колледж,
  • 11 центров,
  • 4 филиала,
  • 3 представительства,
  • музей.

При университете ведут свою работу 7 университетских общественных организаций.

Факультеты университета

В состав университета входит 6 факультетов:

  1. Факультет мировой экономики и финансов
  2. Факультет сферы услуг и информационных технологий
  3. Факультет менеджмента и права
  4. Факультет торгово-технологический
  5. Факультет лидерских технологий и карьеры
  6. Факультет заочный

Основу университета и его факультетов составляет 41 кафедра:

Факультет мировой экономики и финансов – 12 кафедр:

  1. Кафедра бухгалтерского учета в бюджетных и некоммерческих организациях
  2. Кафедра бухгалтерского учета и аудита
  3. Кафедра государственных и муниципальных финансов
  4. Кафедра делового иностранного языка
  5. Кафедра денег и банковского дела
  6. Кафедра корпоративной экономики, управления и оценки бизнеса
  7. Кафедра мировой экономики
  8. Кафедра политической экономии
  9. Кафедра региональной и муниципальной экономики
  10. Кафедра ценных бумаг и инвестиций
  11. Кафедра экономики предприятий
  12. Кафедра экономической статистики

Факультет сферы услуг и информационных технологий – 12 кафедр:

  1. Кафедра гостиничного хозяйства
  2. Кафедра иностранных языков
  3. Кафедра информационных систем в экономике
  4. Кафедра математического обеспечения и администрирования информационных систем
  5. Кафедра моделирования и компьютерных технологий
  6. Кафедра общей и экономической истории
  7. Кафедра ресторанного бизнеса
  8. Кафедра туризма
  9. Кафедра физического воспитания и спорта
  10. Кафедра философии
  11. Кафедра экономики и управления здравоохранением
  12. Кафедра экономики сферы услуг

Факультет менеджмента и права – 9 кафедр:

  1. Кафедра маркетинга и рекламы
  2. Кафедра менеджмента
  3. Кафедра права
  4. Кафедра социологии и управления общественными отношениями
  5. Кафедра финансового менеджмента
  6. Кафедра художественной и технической эстетики
  7. Кафедра экологического менеджмента
  8. Кафедра экономики и права
  9. Кафедра экономики труда и управления персоналом

Факультет торгово-технологический – 8 кафедр:

  1. Кафедра инженерных дисциплин
  2. Кафедра коммерции и экономики торговли
  3. Кафедра машин и аппаратов пищевых производств
  4. Кафедра технологий питания
  5. Кафедра товароведения и экспертизы
  6. Кафедра управления качеством
  7. Кафедра физики и химии
  8. Кафедра химии

Факультет лидерских технологий и карьеры – 13 школ, курсов и отделений:

  1. Школа предпринимательства
  2. Школа лидерства и коммуникаций
  3. Школа рекрутинга Молодежного центра “Карьера”
  4. Школа бизнес-тренеров
  5. Школа ландшафтного дизайна
  6. Школа тележурналистики
  7. Школа-студия “TV Activity”
  8. Курсы по эффективному трудоустройству
  9. Курсы фэн-шуй в интерьере
  10. Отделение “Художественная фотография”
  11. Отделение “Корреспондент СМИ”
  12. Литературная мастерская
  13. Волонтерский отряд

Кафедра региональной и муниципальной экономики

Кафедра региональной и муниципальной экономики (РиМЭ) – выпускающая специализированная экономическая кафедра Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ). Кафедра выпускает экономистов (специалистов), магистров экономики, кандидатов и докторов экономических наук по специальности “080103 Национальная экономика” (специальность по ОКСО).

Специализация кафедры:Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-94 (ОКСВНК): Специальность(и) по ОКСВНК: 08 00 04 7 Региональная экономика; 08 00 05 2 Экономика и управление народным хозяйством.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 (ОКСО): Специальность(и) по ОКСО: 080100 Экономика (квалификация(и): 62 Бакалавр экономики 68 Магистр экономики); 080103 Национальная экономика (квалификация(и): 65 Экономист).

Перечень направлений подготовки и специальностей ВПО Государственного образовательного стандарта ВПО: Специальность(и) по перечню: 060700 Национальная экономика.

Международная стандартная система классификации образования (МСКО): Специальность(и) по МСКО: 7301 Региональная экономика; 73012 Экономика и управление народным хозяйством.

Кафедра РиМЭ УрГЭУ – первая кафедра в России данного направления.

Кафедра образована в 1993 году на базе кафедры размещения производительных сил (РПС) УИНХ (ныне – УрГЭУ).

На кафедре РиМЭ под научным руководством профессора Е.Г. Анимицы по-существу сформирована новая научная школа, которая в рамках региональной экономики развивает два научных направления – экономика города и муниципальная экономика.

Региональным центром научно-технической экспертизы при Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете решением от 27.12.2002 научный коллектив, возглавляемый профессором Е.Г.

Анимицей, включен в состав ведущих коллективов в стране.

Штат кафедры состоит из 17 человек. Сегодня на кафедре преподают 7 кандидатов наук, 5 докторов наук, из них 5 являются профессорами.

Основатель и заведующий кафедрой – доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Евгений Георгиевич Анимица.

Ссылки

Источник: http://dictionary.sensagent.com/%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82/ru-ru/

Социология – это наука, изучающая общество, его функционирование и развитие

Когда появился термин социология в каком веке. Введение. Уральский государственный экономический университет

Слово “социология” происходит от латинского “societas” (общество) и греческого слова “hoyos” (учение). Из этого следует, что социология – это наука, изучающая общество. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой интересной областью знания.

Кратко о развитии социологии

Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие “социология” в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века.

Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке.

Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.

Основатель социологии и его вклад в науку

Огюст Конт – человек, благодаря которому произошло возникновение социологии как науки. Годы жизни его – 1798-1857. Именно он впервые заговорил о необходимости выделения ее в отдельную дисциплину и обосновал такую необходимость. Так возникла социология.

Кратко характеризуя вклад этого ученого, отметим, что он, кроме того, впервые определил ее методы и предмет. Огюст Конт является создателем теории позитивизма.

Согласно этой теории, необходимо при изучении различных общественных явлений создать доказательную базу, подобную той, что имеют естественные науки.

Конт считал, что социология – это наука, изучающая общество лишь с опорой на научные методы, с помощью которых можно получить эмпирическую информацию. Это, например, методы наблюдения, исторический и сравнительный анализ фактов, эксперимент, метод использования данных статистики и др.

Возникновение социологии сыграло важную роль в изучении общества. Предложенный Огюстом Контом научный подход к его осмыслению противостоял умозрительному рассуждению о нем, которое в то время предлагала метафизика.

Согласно этому философскому направлению, реальность, в которой живет каждый из нас, является плодом нашего воображения. После того как Конт предложил свой научный подход, были заложены основы социологии.

Она сразу же начала развиваться в качестве эмпирической науки.

Переосмысление содержания предмета

До конца 19 века точка зрения на нее, как на тождественную обществознанию, господствовала в научных кругах. Однако в исследованиях, проведенных в конце 19 – начале 20 века, теория социологии получила дальнейшее развитие.

В ней стал выделяться вместе с правовым, демографическим, экономическим и другими аспектами и социальный. В этой связи предмет интересующей нас науки постепенно стал менять свое содержание.

Он начал сводиться к изучению общественного развития, его социальных сторон.

Вклад Эмиля Дюркгейма

Первым ученым, который определил эту науку в качестве специфической, отличной от обществознания, был французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (годы жизни – 1858-1917). Именно благодаря ему социология перестала рассматриваться как тождественная обществознанию дисциплина. Она стала самостоятельной, встала в ряд других наук об обществе.

Основы социологии были заложены в нашей стране после того, как в мае 1918 года было принято постановление Совнаркома.

В нем было указано, что проведение исследований общества является одной из главных задач советской науки. В России с этой целью был основан социобиологический институт.

В Петроградском университете в этом же году было создано первое в России социологическое отделение, которое возглавил Питирим Сорокин.

В процессе развития в этой науке, как отечественной, так и зарубежной, выделилось 2 уровня: макро- и микросоциологический.

Макро- и микросоциология

Макросоциология – это наука, изучающая общественные структуры: институты образования, социальные, политики, семьи, экономики с точки зрения их взаимосвязи и функционирования. В рамках этого подхода также изучаются люди, которые вовлечены в систему социальных структур.

На уровне микросоциологии рассматривается взаимодействие индивидов. Основной тезис ее состоит в том, что явления в обществе можно понять, проведя анализ личности и ее мотивов, поступков, поведения, ценностных ориентаций, определяющих взаимодействие с другими. Эта структура позволяет определить предмет науки как изучение общества, а также его социальных институтов.

Марксистско-ленинский подход

В марксистско-ленинской концепции возник другой подход в понимании интересующей нас дисциплины. Модель социологии в ней является трехуровневой: эмпирические исследования, специальные теории и исторический материализм.

Этот подход характеризуется стремлением вписать науку в структуру мировоззрения марксизма, создать связи между историческим материализмом (социальной философией) и конкретными социологическими явлениями. Предметом дисциплины в этом случае становится философская теория развития общества. То есть социология и философия имеют один предмет.

Ясно, что это неправильная позиция. Данный подход изолировал социологию марксизма от мирового процесса развития знания об обществе.

Интересующую нас науку нельзя сводить к социальной философии, так как особенность ее подхода проявляется в других понятиях и категориях, соотносимых с проверяемыми эмпирическими фактами. Прежде всего, особенность ее как науки заключается в возможности рассматривать существующие в обществе социальные организации, отношения и институты как подлежащие изучению с помощью эмпирических данных.

Подходы других наук в социологии

Отметим, что О. Конт указывал на 2 особенности этой науки:

1) необходимость применять по отношению к изучению общества научные методы;

2) использование полученных данных на практике.

Социология при анализе общества использует подходы и некоторых других наук. Так, применение демографического подхода позволяет изучать народонаселение и деятельность людей, связанную с ним.

Психологический же объясняет поведение индивидов с помощью социальных установок и мотивов. Групповой, или общностный подход связан с исследованием коллективного поведения групп, общностей и организаций.

Культурологический изучает человеческое поведение через общественные ценности, правила, нормы.

Структура социологии сегодня обусловливает наличие в ней множества теорий и концепций, связанных с изучением отдельных предметных отраслей: религии, семьи, взаимодействий людей, культуры и др.

Подходы на уровне макросоциологии

В понимании общества как системы, то есть на уровне макросоциологическом, можно выделить 2 основных подхода. Речь идет о конфликтологическом и функциональном.

Функционализм

Впервые функциональные теории появились в 19 в. Идея самого подхода принадлежала Герберту Спенсеру (на фото выше), сравнивавшему человеческое общество с живым организмом.

Подобно ему, оно состоит из множества частей – политической, экономической, военной, медицинской и др. При этом каждая из них выполняет специфическую функцию. Социология имеет свою особую задачу, связанную с исследованием данных функций.

Кстати, само название теории (функционализм) именно отсюда.

Эмиль Дюркгейм предложил развернутую концепцию в рамках данного подхода. Ее продолжили развивать Р. Мертон, Т. Парсонс.

Основные идеи функционализма следующие: общество в нем понимается как система интегрированных частей, в которой присутствуют механизмы, благодаря которым сохраняется его стабильность.

Кроме того, обосновывается необходимость эволюционных преобразований в обществе. Его стабильность и целостность формируются на основе всех этих качеств.

Как функциональную теорию (с определенными оговорками) можно рассматривать также марксизм. Однако он анализируется в западной социологии с другой точки зрения.

Так как Маркс (фото его представлено выше) основным источником развития общества считал конфликт между классами и проводил на этой основе свою идею его функционирования и развития, подходы такого рода получили в западной социологии особое название – теории конфликтов.

С точки зрения Маркса, классовый конфликт и решение его – движущая сила истории. Из этого следовала необходимость переустройства общества путем революции.

Среди сторонников подхода к рассмотрению социума с точки зрения конфликта можно отметить таких немецких ученых, как Р. Дарендорф и Г. Зиммель.

Последний считал, что конфликты появляются из-за существования инстинкта враждебности, который обостряется, когда происходит столкновение интересов. Р.

Дарендорф утверждал, что основной их источник – власть одних над другими. Между обладающими властью и не имеющими ее и возникает конфликт.

Подходы на уровне микросоциологии

Второй уровень, микросоциологический, развивался в так называемых теориях интеракционализма (слово “интеракция” переводится как “взаимодействие”). Важную роль в его развитии сыграли Ч. Х. Кули, У. Джеймс, Дж. Г.

Мид, Дж. Дьюи, Г. Гарфинкель.

Те, кто разрабатывал интеракционистские теории, считали, что взаимодействие между людьми можно понимать, используя категории поощрения и наказания – ведь именно это определяет человеческое поведение.

Теория ролей занимает особое место в микросоциологии. Чем же характеризуется это направление? Социология – наука, в которой теорию ролей развивали такие ученые, как Р. К. Мертон, Я. Л. Морено, Р. Линтон. С точки зрения этого направления, социальный мир – сеть социальных статусов (позиций), связанных между собой. Именно они объясняют поведение человека.

Основания классификации, сосуществование теорий и школ

Научная социология, рассматривая процессы, происходящие в обществе, классифицирует его по различным основаниям. Например, изучая стадии его развития, за основу можно брать развитие технологий и производительных сил (Дж. Гелбрейт).

В традиции марксизма в основе классификации – идея формации. Общество можно классифицировать также на основе господствующего языка, религии и др.

Смысл любого такого деления состоит в необходимости понять, что оно представляет собой в наше время.

Современная социология строится так, что в ней существуют на равных разные теории и школы. Другими словами, идея универсальной теории отрицается.

Ученые начали приходить к выводу, что жестких методов в этой науке нет. Однако от их качества зависит адекватность отражения происходящих в обществе процессов.

Смысл данных методов состоит в том, что самому явлению, а не породившим его причинам, придается главное значение.

Экономическая социология

Это направление исследований общества, которое предполагает анализ с позиций социальной теории экономической деятельности. Ее представителями являются М. Вебер, К. Маркс, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Экономическая социология – это наука, изучающая совокупность общественных социально-экономических процессов.

Они могут касаться как государства или рынков, так и отдельных людей или домохозяйств. При этом используются различные методы сбора данных и их анализа, в том числе и социологические. Экономическая социология в рамках позитивистского подхода понимается как наука, которая изучает поведение каких-либо крупных социальных групп.

При этом ее интересует не любое поведение, а связанное с использованием и получением денег и других активов.

Институт социологии (РАН)

Сегодня в России действует важное учреждение, относящееся к Российской академии наук. Это Институт социологии. Его главная цель – осуществление фундаментальных исследований в области социологии, а также прикладных разработок в данной сфере. Институт был основан в 1968 году.

С этого времени он является основным учреждением нашей страны в такой отрасли знания, как социология. Исследования его имеют очень большое значение. С 2010 года он издает “Вестник Института социологии” – научный электронный журнал. Общее количество сотрудников составляет около 400 человек, из них примерно 300 научных сотрудников.

Проводятся различные семинары, конференции, чтения.

Кроме того, на базе этого института действует социологический факультет ГАУГН. Хотя на этот факультет зачисляют всего примерно 20 студентов в год, о нем стоит задуматься тем, кто выбрал направление “социология”.

Источник: https://FB.ru/article/215036/sotsiologiya---eto-nauka-izuchayuschaya-obschestvo-ego-funktsionirovanie-i-razvitie

Правсила
Добавить комментарий