Негосударственный поставщик социальных услуг. Некоммерческие организации и социальная работа

Требования к деятельности поставщиков социальных услуг

Негосударственный поставщик социальных услуг. Некоммерческие организации и социальная работа

Деятельность поставщиков социальных услуг регламентирована соответствующими законодательными актами.

Организации, занимающиеся подобной деятельностью, могут быть включены в реестр поставщиков социальных услуг, занесение в список производится на добровольной основе.

Требования, предъявляемые к поставщикам социальных услуг, направлены на качественное и безопасное обеспечение нуждающегося населения.

Перечень поставщиков, предоставляющих услуги в социальной сфере

Ниже представлен перечень поставщиков, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и срочные социальные услуги.

1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и срочные социальные услуги могут предоставляться следующими поставщиками социальных услуг:

  • организациями социального обслуживания, находящимися в ведении комитета социального обеспечения Курской области, департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области: центрами (комплексными центрами, межрайонными комплексными центрами) социального обслуживания, социально-реабилитационными центрами, в том числе для несовершеннолетних, социальными приютами для детей и подростков, межрайонными центрами социальной помощи семье и детям, областным казенным учреждением «Центр сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — организации социального обслуживания);
  • негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, предоставляющими социальные услуги;
  • индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание.

2. Деятельность поставщиков социальных услуг регламентируется уставом организации, положением, лицензиями на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами, инструкциями, методиками работы с гражданами и собственной деятельности, документами в области стандартизации.

Требования к поставщикам услуг в социальной сфере

Требования к размещению поставщиков социальных услуг:

1. Поставщики социальных услуг и их структурные подразделения должны быть размещены в здании (зданиях) или помещениях, доступных для граждан. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.

2. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество оказываемой государственной услуги (повышенные температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация).

3. Центральный вход в здание, в котором располагается поставщик социальных услуг, должен быть оборудован информационной табличкой (вывеской), содержащей следующую информацию: наименование, местонахождения, режим работы.

Вход и выход из помещений оборудуются соответствующими указателями.

4. Кабинеты приема оснащаются информационными табличками с указанием номера кабинета, фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего оказание социальной услуги, времени приема, времени перерыва на обед.

5. Кабинеты приема оборудуются стульями, столами; места для заполнения гражданином документов обеспечиваются бланками договоров о предоставлении социальных услуг, письменными принадлежностями.

6. Специалисты поставщиков социальных услуг обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками на рабочем месте с указанием их фамилии, имени, отчества и должности.

Техническое оснащение поставщиков социальных услуг

1. Поставщики социальных услуг оснащаются необходимым оборудованием в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, отвечающим требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающим надлежащее качество оказываемых социальных услуг.

2. Оборудование используется строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержится в технически исправном состоянии, которое систематически проверяется.

Обязанности поставщиков социальных услуг специалистами:

1. Поставщики социальных услуг укомплектовываются необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.

2. Специалисты поставщиков социальных услуг должны:

  • иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии;
  • знать и соблюдать действующие законы, иные нормативные правовые акты, касающиеся профессиональной деятельности специалистов, а также должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения поставщиков социальных услуг;
  • проходить инструктаж с целью ознакомления с правилами внутреннего распорядка и организацией работы поставщиков социальных услуг перед поступлением на работу;
  • знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила.
  • Ещё одна обязанность поставщиков социальных услуг – знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, с которым они работают, а также правила техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности;
  • проходить обязательный предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в период работы — периодические медицинские осмотры;
  • обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества;
  • повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки и профессиональной подготовки;
  • соблюдать профессиональную этику в процессе обслуживания граждан;
  • обладать, наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом, высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности;
  • при оказании гражданам социальных услуг проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психологическое состояние;
  • сохранять профессиональную тайну, к которой относятся сведения личного характера о гражданах, ставшие известными специалистам при оказании социальных услуг.

3. Для специалистов каждой категории разрабатываются должностные инструкции, устанавливающие права и обязанности поставщиков социальных услуг, которые утверждаются руководителем.

4. Специалисты подлежат аттестации в установленном порядке.

Поставщики социальных услуг, предоставляющие обслуживание в стационарной форме:

1. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания могут предоставляться следующими поставщиками социальных услуг:

  • организациями социального обслуживания, находящимися в ведении комитета социального обеспечения Курской области, — домами-интернатами для престарелых и инвалидов, домами-интернатами (пансионатами) для ветеранов войны и труда; психоневрологическими интернатами; детскими домами-интернатами для умственно отсталых детей; центрами (комплексными центрами, межрайонными комплексными центрами) социального обслуживания; социально-реабилитационными центрами, в том числе для несовершеннолетних, социальными приютами для детей и подростков, межрайонными центрами социальной помощи семье и детям;
  • негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, предоставляющими социальные услуги;
  • индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание.

2. Деятельность поставщиков социальных услуг регламентируется их уставом, положением, лицензиями на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами, инструкциями, методиками работы с гражданами и собственной деятельности, документами в области стандартизации.

Включение в государственный реестр поставщиков услуг в социальной сфере

Как указано в ст. 25 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон), реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте РФ. Включение в реестр поставщиков социальных услуг организаций социального обслуживания осуществляется на добровольной основе.

Реестр поставщиков социальных услуг содержит информацию следующего характера:

  • регистрационный номер учетной записи;
  • полное и (если имеется) сокращенное наименование поставщика социальных услуг;
  • дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся поставщиками социальных услуг;
  • организационно-правовая форма поставщика социальных услуг (для юридических лиц);
  • адрес (место нахождения, место предоставления социальных услуг), контактный телефон, адрес электронной почты поставщика социальных услуг;
  • фамилия, имя, отчество руководителя поставщика социальных услуг;
  • информация о лицензиях, имеющихся у поставщика социальных услуг (при необходимости);
  • сведения о формах социального обслуживания;
  • перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
  • тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
  • информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания;
  • информация об условиях предоставления социальных услуг;
  • информация о результатах проведенных проверок;
  • информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет;
  • иная информация, определенная Правительством РФ.

Государственный реестр поставщиков социальных услуг в субъекте РФ размещается на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ в сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства РФ. Поставщик социальных услуг с момента его включения в реестр поставщиков социальных услуг несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в этом реестре.

В соответствии с приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 25.07.2014 г. № 484н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков услуг в социальной сфере» операторами реестра являются уполномоченный орган и организации, с которыми указанный орган заключил договоры об эксплуатации регистра.

Формирование и ведение реестра на электронных носителях рекомендуется осуществлять в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Информацию в реестре рекомендуется обновлять ежеквартально. Оригиналы документов, их копии, заверенные в установленном порядке, на основании которых формируется реестр, рекомендуется хранить бессрочно.

Информацию, содержащуюся в реестре, рекомендуется направлять физическим и юридическим лицам, обратившимся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, в срок, не превышающий, 10 рабочих дней со дня поступления заявления о ее предоставлении.

Источник: https://progavrichenko.ru/socialnaya-zashhita/trebovaniya-k-deyatelnosti-postavshhikov-socialnyx-uslug.html

Социальные услуги и НКО в вопросах и ответах юриста ЦЛП | Филантроп

Негосударственный поставщик социальных услуг. Некоммерческие организации и социальная работа
Закон (Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской  Федерации № 442-ФЗ) говорит, что это «действия по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности». Проще говоря, эта та помощь, которую должны получать граждане, которые нуждаются в поддержке, находятся в тяжелой ситуации.

Закон говорит о том, что социальные услуги предоставляются в трех формах. Во-первых, это социальные услуги на дому. В этом случае социальные работники приходят к нуждающемуся домой и оказывают ему помощь. Во-вторых, это услуги в полустационарной форме. В этом случае получатель помощи сам приходит в организацию, где с ним проводятся какие-то мероприятия, предоставляется та или иная помощь. В-третьих, это стационарная форма обслуживания. В этом случае получатель помощи постоянно проживает в организации, которая обеспечивает его помощью. Примерами таких организаций могут служить дома престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты. Закон говорит о том, что один и тот же человек может получать разные услуги в разных формах социального обслуживания, если он в этом нуждается.

3. Где можно посмотреть их перечень?

Примерный перечень утвержден постановлением Правительства России  от 24.11.2014 № 1236.

В него включены социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, срочные услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов (здесь имеется в виду обучение пользованию компьютером, другими техническими устройствами, навыкам поведения в быту и так далее). Однако каждый регион России обязан разработать свой собственный перечень услуг (например, в Москве он утвержден Постановлением Правительства Москвы № 829-ПП от 26.12.2014 г.) и разместить их на сайте своего ведомства, отвечающего за социальное обслуживание населения (департамента, министерства и т.п.). Кроме того, более подробно содержание каждой услуги раскрывается в утвержденных на региональном уровне стандартах услуг, которые также в обязательном порядке размещены на этом сайте.

4. Кто имеет право на их получение?

Право на их получение имеют лица, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании. Основания для признания нуждающимися в социальном обслуживании приведены в статье 15 Федерального закона от 28.12.

2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Туда включены такие случаи, как инвалидность, нуждаемость в постоянном уходе, отсутствие средств к существованию и тому подобное.

Кроме того, каждый субъект вправе установить дополнительные основания для нуждаемости в социальном обслуживании.

5. Сколько они стоят?

Тарифы на оказание социальных услуг утверждаются на уровне региона. Несовершеннолетние, а также пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, получают услуги бесплатно. Регион может установить также другие льготные категории.  Тарифы за услуги в стационарной форме не могут превышать 75% дохода получателя.

Услуги на дому и в полустационарной форме бесплатно получают лица, чей среднедушевой доход не превышает установленной регионом цифры (обычно – полуторной величины прожиточного минимума).

Среднедушевой доход рассчитывается как общий доход совместно проживающих близких родственников, разделенный на их количество. Для тех, у кого среднедушевой доход превышает эту величину, месячная плата за услуги не должна превышать половины разницы между этой величиной и доходом.

Для города Москвы тариф на услуги составляет 315 руб. в час, в разных регионах тарифы отличаются очень значительно как по величине, так и по порядку расчета.

6. Где их предоставляют?

Социальные услуги предоставляются поставщиками социальных услуг, включенными в соответствующий реестр. В каждом регионе свой реестр, который обязательно размещен на сайте регионального ведомства.

В настоящее время в этом реестре находятся практически исключительно государственные психоневрологические интернаты и дома престарелых, а также центры социального обслуживания.

Получатель услуг может выбрать любого поставщика, при условии наличия у него свободных мест.

7. Как добиться их получения?

Для этого необходимо обратиться в орган социальной защиты по месту жительства (в Москве это районные управления социальной защиты) с заявлением о признании нуждающимся в социальном обслуживании. Форма заявления утверждена Приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 159н.

Предварительно необходимо изучить перечень услуг и включить желаемые услуги в заявление.

Если заявитель будет признан нуждающимся в социальном обслуживании, ему будет составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ), куда будут включены социальные услуги, в которых нуждается гражданин (нередко к составлению ИППСУ привлекается районный центр социального обслуживания). С заполненной ИППСУ получатель может обратиться к любому поставщику, включенному в реестр, после чего между заявителем и поставщиком будет заключен договор о предоставлении социальных услуг.

8. Какова роль негосударственных организаций в социальном обслуживании?

Согласно закону, поставщиками социальных услуг могут выступать не только государственные, но и негосударственные (коммерческие и некоммерческие организации). На настоящий момент таких, вошедших в региональные реестры, организаций немного, но рост их числа может привести к росту конкуренции, а значит повышению качества и увеличению возможности выбора для получателей помощи.

9. Какие НКО на данный момент входят в реестр поставщиков социальных услуг в Москве?

В настоящий момент в реестр поставщиков г.

Москвы входят Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики» (полустационарные услуги), Местная правоставная религиозная организация «Сестричество во имя благоверного Царевича Димитрия » Моссковской епархии Русской Православной Церкви (стационарные услуги), Региональная общественная организация развития социальной сферы Центрального административного округа города Москвы «Служба Милосердия» (услуги на дому). ЦЛП вошел в реестр в апреле 2016 года и приступил к оказанию социальных услуг в соответствии с установленным порядком в сентябре 2016 г. ЦЛП стал и остается первой НКО – поставщиком социальных услуг в полустационарной форме в городе Москва.

10. В чем польза для организации?

Попадание в реестр поставщиков социальных услуг – доказательство высокого качества услуг ЦЛП, подтверждает его надежность и прозрачность как организации, помогающей детям.

11. Что это на практике означает для родителей?

В соответствии с законом, если организация оказывает услуги бесплатно (в частности, детям – а это основной контингент получателей помощи в ЦЛП), то государство, в лице Департамента социальной защиты населения г.

Москвы, выплачивает компенсацию за оказанные услуги в соответствии с установленными тарифами.

Эта компенсация позволяет тем родителям, которые занимаются в ЦЛП, уменьшить размер родительской платы за услуги ЦЛП в части стоимости тех услуг, которые попадают под действие установленного в Москве перечня.

12. Сколько семей, чьи дети занимаются в ЦЛП, уже смогли воспользоваться этим механизмом?

В настоящий момент таких семей – четыре, и несколько семей находятся в процессе оформления документов.

13. Какие есть препятствия для более активной работы в этом направлении?

К сожалению, районные управления соцзащиты часто сталкиваются с затруднениями при рассмотрении новых для них заявлений о признании нуждающимися в социальном обслуживании и составлении ИППСУ. ЦЛП консультирует родителей по вопросам составления ИППСУ.

 Поддержать работу Центра лечебной педагогики можно через Благо.Ру

Источник: https://philanthropy.ru/analysis/2017/03/02/46836/

Общее дело: в сферу социальных услуг могут допустить НКО

Негосударственный поставщик социальных услуг. Некоммерческие организации и социальная работа

В Министерстве финансов разработали законопроект, по которому оказывать населению бесплатные социальные услуги за счет бюджетных средств смогут и госструктуры, и НКО, и бизнес.

Предполагается, что организации начнут конкурировать между собой за право стать поставщиком услуги, а значит, будет повышаться качество их работы.

Удастся ли добиться поставленной цели и насколько положительными могут быть такие изменения — выясняли «Известия».

Первые шаги

Курс на подключение бизнеса к сфере социальных услуг был взят еще в 1990-х годах, рассказывает Сергей Лысаков, руководитель Центра аналитической информации ГК TeleTrade.

— В России существует довольно много частных детских садов и школ, образовательных учреждений, которые имеют соответствующие государственные лицензии. Коммерческие компании обеспечивают дошкольников питанием, оказывают транспортные услуги, проводят кружки и дополнительные занятия, — рассказал в беседе с «Известиями» Лысаков.

С 2011 года часть своих полномочий государство отдало частникам в сфере обязательного медицинского страхования. В 2013 году ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» позволил коммерческим и некоммерческим организациям получать статус «поставщика социальных услуг».

В 2016 году президент предложил местным властям активнее внедрять эти идеи в жизнь и поэтапно отдавать НКО до 10% средств, выделяемых на социальные программы. Например, в Башкортостане, Пермском и Ставропольском краях, Тюменской и Новосибирской областях, а также в Санкт-Петербурге частные компании стали действовать более активно, но широкого распространения инициатива всё равно не получила.

Одним из наиболее удобных для граждан вариантов получения социальных услуг стала выдача сертификатов на определенную сумму.

По ним те, кому полагается социальная поддержка, могут в зависимости от сферы применения или приобрести товары, или, например, оплатить образование. При этом потребитель может сам выбрать из реестра частную или государственную школу.

Правда, по словам специалистов, в регионах широко применять такой подход не спешат, объясняя это отсутствием законодательства.

Принцип госзаказа

Инициатива Минфина направлена на то, чтобы заполнить пробел в законодательстве и закрепить уже существующую практику. Согласно проекту, орган исполнительной власти, ответственный за оказание услуги, будет ежегодно формировать государственный заказ, прописывая там объем и стоимость услуг.

Как пояснила «Известиям» Елена Тополева-Солдунова, директор Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации», такими ответственными органами в зависимости от сферы могут быть, например, комитеты или департаменты соцзащиты, здравоохранения, образования.

После определения госзаказа назначается исполнитель. Для это Минфин предлагает несколько вариантов решения этого вопроса. В первом случае ответственный орган сам назначает исполнителя, выдавая ему госзадание.

Во втором исполнителя определяет конкурс, в котором на равных участвуют государственные и негосударственные структуры.

В третьем — исполнителя выбирает гражданин, получивший сертификат.

По сути, принятие такой инициативы не означает расширения доли негосударственных поставщиков услуг— местные власти могут выбрать путь госзадания и передать его тому ведомству, которому посчитают нужным.

Стимул к развитию

В конце сентября законопроект обсуждали в Общественной палате РФ, а сейчас он находится на рассмотрении в Госдуме. Учитывая, что это уже не первая попытка его принятия, эксперты не исключают, что документ снова отправится на доработку.

— Процесс идет со скрипом, очень много нестыковок между федеральными и региональными законами, это тормозит дело, — рассказала «Известиям» Елена Уварова, президент организации «Лига поставщиков социальных услуг». — Не хватает и четкого регламента получения бюджетных средств организациями, но по сути есть хорошие тенденции.

Главным плюсом принятия такого законопроекта Уварова считает стимул к развитию для негосударственных компаний.

— Где-то с госсектором конкурировать трудно, но закон стимулирует их работать в конкретных направлениях, заставляет соответствовать государственным стандартам и расширять рынок, — пояснила эксперт.

Научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Краснопольская надеется, что привлечение к работе НКО позволит заполнить пустующие ниши в секторе госуслуг.

— Социальные услуги обычно проседают, взять, например, ясельный уход, — сказала «Известиям» Краснопольская. — Если этот момент как-то урегулируют, упростив доступ к таким сферам НКО, то это хотя и не решит все проблемы, но облегчит ситуацию.

В том, заинтересует ли бизнес активное участие в предоставлении бесплатных социальных услуг населению, специалист не уверена. Елена Тополева-Солдунова же считает, что коммерческие компании вполне могут работать в этом сегменте.

— В Перми бизнес оказывает значительную часть услуг: соцзащита, здравоохранение, они совмещают это с коммерческой деятельностью и хорошо себя чувствуют, — отметила она.

Сергей Лысаков считает, что прежде чем система заработает, предстоит решить ряд проблем. 

— Здесь крайне важна здоровая конкуренция за госзаказ, а вот с этим в России, к сожалению, наблюдаются серьезные проблемы, — отметил Лысаков в беседе с «Известиями». — Высоки риски, что перераспределяемые средства по конкурсу достанутся «правильным» организациям, связанным с представителями органов власти.

Вызывает вопросы, по мнению специалиста, и механизм финансирования.

— Если это исключительно средства бюджета, то для оказания услуг высокого качества их может не хватить, значит, доплачивать придется потребителям, а на это готовы не все, — считает Лысаков.

Источник: https://iz.ru/796658/mariia-rubnikovich/obshchee-delo-v-sferu-sotcialnykh-uslug-mogut-dopustit-nko

Правсила
Добавить комментарий