Осеевой что легче. Валентина осеева. что легче

Рассказ осеевой что легче читать. Отзыв о рассказе В.Осеевой «Что легче

Осеевой что легче. Валентина осеева. что легче

Что легче

Пошлитри мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды,птицы. Загулялись мальчики. Не заметили,как день прошёл. Попадёт дома!Вотостановились они на дороге и думают,что лучше: соврать или правду сказать?– Яскажу, – говорит первый, – будто волкна меня напал в лесу. Испугается отец ине будет браниться.

– Я скажу, –говорит второй, – что дедушку встретил.Обрадуется мать и не будет бранитьменя.– А я правду скажу, – говориттретий. – Правду всегда легче сказать,потому что она правда и придумыватьничего не надо.Вот разошлись они всепо домам. Только сказал первый мальчикотцу про волка – глядь, лесной сторожидёт.

– Нет, – говорит, – в этихместах волков.Рассердился отец. Запервую вину рассердился, а за ложь –вдвое.Второй мальчик про деда рассказал.А дед тут как тут – в гости идёт.Узналамать правду. За первую вину рассердилась,а за ложь – вдвое.

А третий мальчиккак пришёл, так с порога во всём повинился.

Поворчала на него тётка да и простила.

(157 слов)
(В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Почемумальчики не заметили, как прошёлдень?2. За что рассердились родителина первого и второго мальчиков?

3. Почемувсегда лучше сказать правду?

Тема:”Знакомство с рассказом В. Осеевой “Что легче?”

Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.

Задачи :

Познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;

Совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Развивать творческие качества учащихся;

Воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но придаст нам силы и уверенности. СЛАЙД

Сегодня нам предстоит проделать огромную работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, у нас с вами традиционная речевая разминка.

II. Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсе правильно и внятно,Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

    Воспроизведение слоговых рядов СЛАЙД 2

Та-то-ту-ты ат-от-ут-ыт

Ту-то-ты-та ут-ит-ат-от

Та-та-та-у нас в доме чистота

Ты-ты-ты-сметану съели всю коты

То-то-то-стали мы играть в лото

Ат-ат-ат-берём с собою самокат

    Считалочка-бормоталочка СЛАЙД 3Ехал Грека через реку.Работа над скороговоркой. СЛАЙД 4

Сначала шепотом, потом вполголоса, затем вслух.

Дед Додон в трубу дудел,

Димку дед дудой задел.

«Телеграфист» СЛАЙД 5

II-III-II

III-II-III

I-III-II-I.

    Чтение предложения, выражая интонацию: СЛАЙД 6

ЗАВТРА В ШКОЛУ.

1 ученик выражает своим чтением радость

2 ученик– выражает вопрос

3 ряд – недовольствие

III. Актуализация знаний. СЛАЙД 7

Какой рассказ мы уже читали на уроках? (Валентины Осеевой «Волшебное слово»

А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке).

Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)

Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)

Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)

Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)

Кто помог Павлику? (Старик).

Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).

Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?СЛАЙД 8

Почему мальчик поверил старику? (Потому что он был похож на волшебника)

Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)

Чтение стихотворения «Пожалуйста»СЛАЙД 9

Вывод: Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят. Волшебные слова действительно существуют, надо обязательно говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.

IV Знакомство с новой темой.

Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Что легче».

Аудирование.

Первичное чтение.СЛАЙД 10
– О чем это произведение? Почему оно так называется? Что хорошего в рассказе?

Чтение по цепочке.

Чтение по ролям.

ФИЗМИНУТКА

V. Работа над содержанием рассказа.

    Работа по содержанию.
    – Кто главные герои в произведении?

Что сказал первый мальчик?

Что сказал второй мальчик?

Что сказал третий мальчик?

Почему мама не ругала третьего мальчика?

Как бы вы поступили на месте детей?

2. Пересказ произведения одним учеником.

3.Инсценировка рассказа В. Осеевой «Что легче»

Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло)

А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)

Значит доброту мы можем сравниватьс солнцем , а его лучами являются добрые слова.

Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его.

СЛАЙД 11

Добрым и правдивым быть совсем непросто

Не зависят они от роста.

Если доброта и правда светят

Радуются взрослые и дети.

VI. Итог урока.

– О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева?

– Делали ли вы добрые дела просто так?

– Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

VIII. Домашнее задание СЛАЙД 12

Пересказ рассказа «Что легче»

VII. Оценивание

СЛАЙД 13

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.– А я правду скажу, – говорит третий.

– Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец.

За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Главные герои рассказа Осеевой «Что легче?» — три мальчика. Они ушли в лес, да так увлеклись там, что не заметили, как вечер наступил. Испугались мальчики, что их дома ругать будут за долгое отсутствие. Стали они думать, как наказания избежать.

Один мальчик придумал, что он волка встретил. Этот мальчик решил, что, узнав об опасности, грозившей сыну, родители испугаются и не будут его ругать. Другой мальчик придумал, что будто бы он задержался в гостях у дедушки. А третий мальчик решил сказать правду, потому что говорить правду легче, чем придумывать правдоподобную ложь.

Когда мальчики пришли домой, первый из них рассказал отцу про волка. Но отец узнал у лесничего, что волков в этих местах нет. И мальчика наказали дважды – за долгое отсутствие, и за то, что солгал.

Второй мальчик, придя домой, рассказал про то, как гостил у дедушки. А дедушка, тут как тут, сам пришел в гости. И обман мальчика раскрылся. Его тоже наказали дважды. Третий мальчик сказал дома правду.

Его немного пожурили и простили.

Таково краткое содержание рассказа.

мысль рассказа «Что легче?» заключается в том, что говорить правду проще, чем лгать. Третий мальчик сказал правду, и он избежал наказания. А два первых мальчика солгали родителям и были наказаны дважды. Рассказ учит быть честным и правдивым, никогда не обманывать близких людей.

В рассказе Осеевой мне понравился третий мальчик, который сказал дома правду. Он оказался честным, порядочным и ответственным. Мальчик понимал, что виноват в долгом отсутствии и готов был нести ответственность за свой поступок. Поэтому он не стал ничего выдумывать и сказал правду.

Какие пословицы подходят к рассказу «Что легче?»

Тайное всегда становится явным.На обмане далеко не уедешь.

С правдой везде свет.

> Русские авторы > Валентина ОСЕЕВА

Что легче? – Валентина ОСЕЕВА – слушать онлайн

Скачать oseeva-chto-legche-1.mp3

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, – говорит, – в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Источник: https://www.mid-gard.ru/rasskaz-oseevoi-chto-legche-chitat-otzyv-o-rasskaze-v-oseevoi.html

Осеевой что легче. Валентина осеева. что легче

Осеевой что легче. Валентина осеева. что легче

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Главные герои рассказа Осеевой «Что легче?» — три мальчика. Они ушли в лес, да так увлеклись там, что не заметили, как вечер наступил. Испугались мальчики, что их дома ругать будут за долгое отсутствие. Стали они думать, как наказания избежать.

Один мальчик придумал, что он волка встретил. Этот мальчик решил, что, узнав об опасности, грозившей сыну, родители испугаются и не будут его ругать. Другой мальчик придумал, что будто бы он задержался в гостях у дедушки. А третий мальчик решил сказать правду, потому что говорить правду легче, чем придумывать правдоподобную ложь.

Когда мальчики пришли домой, первый из них рассказал отцу про волка. Но отец узнал у лесничего, что волков в этих местах нет. И мальчика наказали дважды – за долгое отсутствие, и за то, что солгал.

Второй мальчик, придя домой, рассказал про то, как гостил у дедушки. А дедушка, тут как тут, сам пришел в гости. И обман мальчика раскрылся. Его тоже наказали дважды. Третий мальчик сказал дома правду.

Его немного пожурили и простили.

Таково краткое содержание рассказа.

мысль рассказа «Что легче?» заключается в том, что говорить правду проще, чем лгать. Третий мальчик сказал правду, и он избежал наказания. А два первых мальчика солгали родителям и были наказаны дважды. Рассказ учит быть честным и правдивым, никогда не обманывать близких людей.

В рассказе Осеевой мне понравился третий мальчик, который сказал дома правду. Он оказался честным, порядочным и ответственным. Мальчик понимал, что виноват в долгом отсутствии и готов был нести ответственность за свой поступок. Поэтому он не стал ничего выдумывать и сказал правду.

Плохо?

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.

Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.

Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:— Как вам не стыдно!— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

В одном доме

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху.

Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.Цапнул Барбос утку Устинью за хвост.

Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.Вот и спрашивает её Барбос:— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.

— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином.

Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её.

Никто не хотел уступить.— Моя! Моя! — кричали оба.Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:— Спасайся!Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку.

На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.— Чья собака? — сердито закричал он.

— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.Вот сидит он и думает:«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»А сестрёнка тут как тут:— Погуляй со мной, Юра!— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»А няня тут как тут:— Убери посуду, Юрочка.— Убери сама — некогда мне!Покачала головой няня. А Юра опять думает:«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:«Дай мне попить, Юра!»— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошёл:— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

На катке

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:— Коленку… Сзади раздался смех.«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.— Иди к нам! — позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.— Завтрак потерял…— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

— До обеда далеко ещё!— А ты где его потерял? — спросил Миша.— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил.

Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.Вот говорит одна женщина другой:— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.

А третья молчит.— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Синие листья

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:— Спрошу у мамы.Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:— Позволила мама?А Катя вздохнула и говорит:— Мама-то позволила, а брата я не спросила.— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит.

И лицо недовольное сделала.Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:— Ну, что ж ты? Бери!— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?— Карандаша зелёного нет.— А почему же ты у своей подружки не взяла?Молчит Лена.

А Катя покраснела как рак и говорит:— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

Чего нельзя, того нельзя

Один раз мама сказала папе:— Не повышай голос!И папа сразу заговорил шепотом.С тех пор Таня никогда не повышает голос; хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

Бабушка и внучка

Мама принесла Тане новую книгу.Мама сказала:— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.— Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

— Вот какие умницы вы у меня!

Три сына

Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей — трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

Танины достижения

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.— Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он.Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:— Ну, какие ваши достижения?— Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка.— Гм… — сказал отец.— Папа! — взмолилась Таня.

— Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

— Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

Сторож

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

— Мое! Мое! — кричал он, закрывая игрушки руками.Дети не спорили — игрушек хватало на всех.— Как мы хорошо играем! Как нам весело! — похвалились ребята воспитательнице.— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.— Почему? — удивилась воспитательница.

— У тебя так много игрушек!Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.— Дели по одному, — строго сказал Миша.Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.Миша смерил глазами кучки:— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…

Источник: https://kalmius-info.ru/oseevoi-chto-legche-valentina-oseeva-chto-legche/

Валентина осеева что легче. Рассказы для младших школьников. Что легче

Осеевой что легче. Валентина осеева. что легче

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Тема:”Знакомство с рассказом В. Осеевой “Что легче?”

Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.

Задачи :

Познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;

Совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Развивать творческие качества учащихся;

Воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но придаст нам силы и уверенности. СЛАЙД

Сегодня нам предстоит проделать огромную работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, у нас с вами традиционная речевая разминка.

II. Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсе правильно и внятно,Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

    Воспроизведение слоговых рядов СЛАЙД 2

Та-то-ту-ты ат-от-ут-ыт

Ту-то-ты-та ут-ит-ат-от

Та-та-та-у нас в доме чистота

Ты-ты-ты-сметану съели всю коты

То-то-то-стали мы играть в лото

Ат-ат-ат-берём с собою самокат

    Считалочка-бормоталочка СЛАЙД 3
    Ехал Грека через реку.

    Работа над скороговоркой. СЛАЙД 4

Сначала шепотом, потом вполголоса, затем вслух.

Дед Додон в трубу дудел,

Димку дед дудой задел.

«Телеграфист» СЛАЙД 5

II-III-II

III-II-III

I-III-II-I.

    Чтение предложения, выражая интонацию: СЛАЙД 6

ЗАВТРА В ШКОЛУ.

1 ученик выражает своим чтением радость

2 ученик– выражает вопрос

3 ряд – недовольствие

III. Актуализация знаний. СЛАЙД 7

Какой рассказ мы уже читали на уроках? (Валентины Осеевой «Волшебное слово»

А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке).

Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)

Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)

Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)

Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)

Кто помог Павлику? (Старик).

Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).

Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?СЛАЙД 8

Почему мальчик поверил старику? (Потому что он был похож на волшебника)

Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)

Чтение стихотворения «Пожалуйста»СЛАЙД 9

Вывод: Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят. Волшебные слова действительно существуют, надо обязательно говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.

IV Знакомство с новой темой.

Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Что легче».

Аудирование.

Первичное чтение.СЛАЙД 10
– О чем это произведение? Почему оно так называется? Что хорошего в рассказе?

Чтение по цепочке.

Чтение по ролям.

ФИЗМИНУТКА

V. Работа над содержанием рассказа.

    Работа по содержанию.
    – Кто главные герои в произведении?

Что сказал первый мальчик?

Что сказал второй мальчик?

Что сказал третий мальчик?

Почему мама не ругала третьего мальчика?

Как бы вы поступили на месте детей?

2. Пересказ произведения одним учеником.

3.Инсценировка рассказа В. Осеевой «Что легче»

Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло)

А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)

Значит доброту мы можем сравниватьс солнцем , а его лучами являются добрые слова.

Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его.

СЛАЙД 11

Добрым и правдивым быть совсем непросто

Не зависят они от роста.

Если доброта и правда светят

Радуются взрослые и дети.

VI. Итог урока.

– О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева?

– Делали ли вы добрые дела просто так?

– Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

VIII. Домашнее задание СЛАЙД 12

Пересказ рассказа «Что легче»

VII. Оценивание

СЛАЙД 13

> Русские авторы > Валентина ОСЕЕВА

4 четверть

Что легче

Пошлитри мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды,птицы. Загулялись мальчики. Не заметили,как день прошёл. Попадёт дома!Вотостановились они на дороге и думают,что лучше: соврать или правду сказать?– Яскажу, – говорит первый, – будто волкна меня напал в лесу.

Испугается отец ине будет браниться.– Я скажу, –говорит второй, – что дедушку встретил.Обрадуется мать и не будет бранитьменя.– А я правду скажу, – говориттретий. – Правду всегда легче сказать,потому что она правда и придумыватьничего не надо.Вот разошлись они всепо домам.

Только сказал первый мальчикотцу про волка – глядь, лесной сторожидёт.– Нет, – говорит, – в этихместах волков.Рассердился отец. Запервую вину рассердился, а за ложь –вдвое.Второй мальчик про деда рассказал.А дед тут как тут – в гости идёт.Узналамать правду.

За первую вину рассердилась,а за ложь – вдвое.

А третий мальчиккак пришёл, так с порога во всём повинился.Поворчала на него тётка да и простила.

(157 слов)
(В. Осеева)

Правсила
Добавить комментарий