Отличие гудрона и битума. Гудрон – что это такое. Состав и применение

Разница между битумом и смолой

Отличие гудрона и битума. Гудрон - что это такое. Состав и применение

Битум представляет собой смесь органических веществ, которые обычно представляют собой жидкость, состоящую из ароматических углеводородов. Он также встречается в твердой форме, как в случае минерального гильсонита. Кроме того, битум иногда называют асфальтом в Соединенных Штатах. Битум имеет тенденцию быть темным, вязким и образуется вблизи нефтяных и угольных месторождений.

Формирование битума

Битум обычно образуется в средах с обильными водорослями, растениями и другими органическими веществами.

Из-за этого он обычно образуется в тех же условиях, что и нефть и уголь, а именно в озерах, болотах и ​​районах высокой растительности, где растительные вещества могут быть сохранены в грязевых отложениях, которые после их захоронения изменяются из-за тепла и давления.

Основным геологическим источником битума является органический сланцы. Известное место, где битум просачивается из земли, – это земля, содержащая ямы Ла Бреа в Лос-Анджелесе.

Возможно также, что битум образуется в гидротермальных ваннах. Вены минерального гильсонита найдены в породах, происходящих из гидротермальных условий. Примером этого может служить бассейн Уинты в штате Юта.

Использование битума

Битум известен и используется с древности. Он использовался для строительства дорог, водонепроницаемых лодок, а также для строительства стен и зданий. Его самое раннее использование было, вероятно, герметизирующим средством для корзин и лодок.

Битум также косвенно важен для палеонтологии и археологии из-за таких мест, как ямы Ла Бреа, где животные задерживаются и сохраняются в битуме или асфальте в течение десятков тысяч лет. В «Ярких ямах» La Brea содержится подробный отчет о естественной истории бассейна Лос-Анджелеса, который насчитывает 38 000 лет. Битум также использовался в лечебных целях.

Имеются данные о том, что битум или асфальт из района Мертвого моря использовали для лечения кожных заболеваний.

Тар – вязкая черная жидкость, состоящая из углеводородов, которая может образовываться несколькими способами. Из-за этого химический состав смолы изменяется, хотя он всегда сделан из какого-то органического вещества. Он имеет много применений в качестве гидроизоляционного и герметизирующего агента. Он также используется для многих лечебных целей.

Образование

Тар может образовываться различными способами, и дегте будет иметь разные свойства в зависимости от того, как он образуется. Два распространенных типа: каменноугольная смола и древесная смола. Угольная смола перегоняется из источников нефти и угля, в то время как древесная смола получается из растительности с помощью аналогичного процесса дистилляции.

Угольная смола

Добыча угля или нефтепродуктов производится из углеводородов, которые происходят геологически в сочетании с угольными и нефтяными месторождениями. Эта смола используется при строительстве дорог. Кроме того, он также обладает медицинскими свойствами и использовался для лечения псориаза. Однако, поскольку он имеет высокое содержание бензола, он также считается канцерогеном.

Древесина

Древесная смола получена из различных частей деревьев с помощью тех же методов дистилляции, которые использовались для получения каменноугольной смолы. Бипродукт процесса, который создает древесную смолу, является терпентином и древесным углем.

Древесная смола образуется в процессе деструктивной дистилляции. Древесная смола используется в Северной Европе в течение тысяч лет для гидроизоляции лодок среди других целей.

Он также имеет важные медицинские применения, поскольку он является микробицидным.

Общие сведения о применении смолы

Тар имеет много применений в качестве герметизирующего агента. Он используется для герметизации лодок и черепицы. Он также используется в процессе мумификации. Древесная смола используется для герметизации интерьеров зданий.

Кроме того, он используется как аромат в конфетах и ​​пищевых продуктах, а также аромат для различных целей, включая сауны из-за его приятного запаха. Древесная смола также используется в косметике.

С другой стороны, угольная смола считается опасным материалом из-за ее ассоциации с раковыми веществами, такими как бензол, и в основном используется в дорожном строительстве.

Схожесть между битумом и смолой

Битум и смола – это вязкие темные органические жидкости, которые просачиваются из-под земли. Они также используются как гидроизоляция и герметики при строительстве лодок и зданий. У них также есть лекарственные средства.

Различия между битумом и смолой

Хотя есть много сходств, между битумом и смолой существуют некоторые различия. Они включают следующее.

Состав:

Битум в основном состоит из ароматических углеводородов, связанных с нефтяными отложениями. Тар, с другой стороны, может образовываться вместе с маслом или может быть образован из дерева.

Характеристики:

Битум может происходить в твердой форме или в виде темной вязкой жидкости, тогда как смола химически различна и встречается прежде всего в виде вязкой жидкости.

Производство:

Битум происходит естественным образом и может быть исследован с земли, тогда как смола обычно производится путем дистилляции.

Битум против Тар

Характеристикибитумдеготь
ИсточникПроизводится только из источников, связанных с углем и масломМожет быть получена из нефти или угля и древесины
ВхождениеПроисходит в твердой форме и в виде вязкой жидкостиОбычно происходит только как вязкая жидкость
ПриродаМожет быть естественнымОбычно нужно дистиллировать

Битум является естественным темным веществом, состоящим из ароматических углеводородов и может происходить в твердой и жидкой формах. Он образуется вместе с маслом из растительного вещества, которое было изменено из-за высокой температуры и давления из-за захоронения.

Битум используется для водонепроницаемых лодок, а также для уплотнения и связывания материалов, используемых для строительства зданий. Он также обладает лечебными свойствами. Тар – вязкая черная жидкость, которая образуется в процессе разрушающей дистилляции.

Его можно получить либо из угля, либо из нефтяных источников, либо из древесины. Угольная смола считается канцерогеном, но имеет лечебную ценность при лечении псориаза.

Древесная смола получена из деревьев и используется в герметизации, гидроизоляции, народной медицине и даже в ароматизаторе, поскольку она используется для ароматизации конфет и других продуктов. Древесная смола также является микробицидной. Эти два вещества очень похожи, и иногда термины tar и битум используются взаимозаменяемо.

Между ними существуют различия. Эти различия заключаются в следующем. Битум может быть естественным, тогда как смола обычно должна быть искусственно дистиллирована. Кроме того, битум происходит как в твердой, так и в жидкой формах, тогда как смола обычно представляет собой вязкую жидкость.

Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-bitumen-and-tar

Гудрон и битум: отличие

Отличие гудрона и битума. Гудрон - что это такое. Состав и применение

  • ГУДРО́Н, -а, м.1. Черное смолистое вещество, получающееся в остатке при перегонке нефти (применяется для смазки, для устройства дорог, в производстве кровельных и изоляционных материалов).2. Дорога, покрытая таким веществом. Бесконечный поток разномастных машин устремился по прибрежному гудрону в сторону Севастополя. Поповкин, Семья Рубанюк.[Франц. goudron]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Гудро́н (фр. goudron) — остаток, образующийся в результате отгонки из нефти при атмосферном давлении и под вакуумом фракций, выкипающих до 450—600 °C (в зависимости от природы нефти).Выход гудрона — от 10 до 45 % от массы нефти. Гудрон — вязкая жидкость или твёрдый асфальтоподобный продукт чёрного цвета с блестящим изломом. Содержит парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды (45-95 %), асфальтены (3-17 %), а также нефтяные смолы (2-38 %), адсорбируемые силикагелем из деасфальтизированного продукта.Зольность гудрона обычно менее 0,5 %. Элементный состав (в % по массе):85-87 С,9,3-11,8 Н,0,2-6,3 S,0,2-0,7 N,0,08-1,25 О.Кроме того, в гудроне концентрируются практически все присутствующие в нефти металлы; так, содержание ванадия может достигать 0,046 %, никеля — 0,014 %.В зависимости от природы нефти и степени извлечения газойлевых фракций плотность гудрона составляет от 0,95 до 1,03 г/см³, коксуемость от 8 до 26 % по массе, температура плавления 12—55 °C, температура вспышки от 290—350 °C.Гудрон используют для производства дорожных, кровельных и строительных битумов, малозольного кокса, смазочных масел, мазута, горючих газов и моторного топлива.Кислый гудрон — отходы, которые образуются при очистке некоторых нефтепродуктов (например, смазочных масел) концентрированной серной кислотой; вязкая жидкость чёрного цвета, содержащая наряду с органическими веществами 15-70 % серной кислоты.

Источник: Википедия

  • ГУДРО’Н, а, мн. нет, м. [фр. goudron] (тех.). Хрупкая, рассыпчатая черная масса, получаемая из отбросов нефтеперегонки и др. способами, употр. как топливо, как изоляционный материал для электрических кабелей, а также в дорожных и шоссейных работах.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Гудрон — что это такое

Основу этого вещества составляют нефтепродукты, поэтому по составу гудрон очень схож с нефтяными фракциями. Обязательными компонентами являются:

— Нефтяные смолы, состоящие из сложных по составу углеводородов и придающие гудрону вязкость и тягучесть.

— Асфальтены — твердые вещества, повышающие температурную устойчивость.

— Асфальтовые кислоты и их ангидриды, имеющие смолистую консистенцию и относящиеся к полинафтеновым кислотам.

— Также обязательной составляющей гудрона является высокое содержание примесей металлов, присутствующих в нефти.

Свойства гудрона

Они зависят в основном от свойств нефти, а также технологий, применяемых при ее переработке. Природа нефтяных фракций влияет и на некоторые характеристики гудрона, такие как плотность, температура плавления и вспышки, коксуемость. Более качественный гудрон получается из тяжелой смолистой нефти и составляет около 8% ее массы.

Применение гудрона

В самых различных отраслях применяется гудрон. Что это незаменимая составляющая для производства дорожного и строительного битума, известно, пожалуй, всем.

Но кроме этого, гудрон необходим и при изготовлении моторного топлива, мазута и горючих газов. В строительной и резиновой отрасли промышленности его используют в качестве мягчителя.

Гудроны с высоким содержанием смол могут перерабатываться в дизельное топливо с применением метода гидрогенизации и крекинга.

Для того чтобы удалить смолисто-асфальтеновые составляющие и полициклические углеводороды, которые имеют низкий показатель вязкости и высокую степень коксуемости, применяется деасфальтизация гудрона. Растворителем, как правило, служит пропан.

Но наряду с ним, когда требуется получить сырье установок гидрокрекинга или каталитического крекинга, могут использоваться пентан и бутан.

Иногда проводится двухступенчатая деасфальтизация, когда полученный в первой ступени асфальт выделяет более вязкий компонент — деасфальтизат 2.

При проведении дорожных работ гудрон подвозят в твердом виде, и уже непосредственно перед применением он разогревается до жидкого состояния.

Вторичные ресурсы

При производстве моющих средств, светлых масел, очистке парафинов и других технологических процессах, где в качестве реагента используется серная кислота, образуется побочный продукт, который называется кислый гудрон.

Это ценный вторичный ресурс в виде смолистой массы черного цвета, содержащей в основном серную кислоту и органические соединения.

Тонна кислого гудрона позволяет получить 600 кг жидкого топлива, 230 кг гипса, 110 кг кокса или 60 кг газообразных углеводородов.

Опасность кислых гудронов для экологии

Несмотря на всю свою ценность в качестве сырья для битумных вяжущих, еще и одним из самых серьезных факторов, представляющих угрозу экологии, является кислый гудрон.

Что это вещество действительно является источником опасности для растительного и животного мира, несложно представить, если вспомнить его состав — смолистые вещества и свободная серная кислота, содержание которой может составлять до 70% всей массы.

Опасность представляет и способ хранения кислых гудронов. В связи с тем, что отсутствуют на сегодня рациональные методы их утилизации, эти отходы просто сваливаются в пруды-накопители, занимающие иногда довольно значительные площади.

В результате окислительно-восстановительных процессов, которые самопроизвольно происходят на поверхности этих хранилищ, выделяется большое количество диоксида серы.

После сильных дождей или таяния снега весной кислые воды, стекающие из переполненных прудов, закисляют почву и подземные воды.

Все это негативно влияет на экологическую ситуацию вблизи расположения подобных прудов, отрицательно воздействует на здоровье людей, проживающих на прилегающей территории.

Миллионы тонн кислых гудронов складируют в открытых прудах-накопителях на территории России. Практически на всех нефтеперерабатывающих заводах имеются такие отходы.

В одной только Нижегородской области их накоплено более 250 тонн.

Утилизация отходов

При современном развитии строительства постоянно растет спрос на такую продукцию, как битум, гудрон, битумная мастика, асфальт. Соответственно, увеличивается и количество производителей.

Многие из них пытаются решить проблему утилизации кислых гудронов, используя метод сернокислотной очистки, но делается это еще в недостаточных масштабах, т. к. это довольно сложный технологический процесс.

Он требует дорогих кислотоупорных материалов, разработки специальных технических приемов и условий хранения. Сегодня разрабатываются наиболее эффективные технологии по утилизации кислого гудрона.

Почти все специалисты, занимающиеся дорожным строительством, по праву считают гудрон уникальнейшим материалом. Его повторное плавление позволяет создавать различные соединения, которые с успехом применяются при строительстве дорог. А применение гудрона в кровельных и строительных работах, для получения мазута, смазочных масел и жидкого топлива еще больше повышает его ценность.

ГУДРОН (французское goudron), черная смолистая масса, остаток после отгонки из нефти топливных и масляных фракций. Используют для получения нефтяных битумов, как дорожно-строительный материал, сырье для крекинга. См. также в других словарях:Гудрон — м. 1.

Черная смолистая масса из отходов перегонки нефти, применяемая в дорожном строительстве, для изготовления кровельных и изоляционных материалов и т. п. 2. разг. Дорога, покрытая такой массой… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)ГУДРОН — (франц.

goudron) — черная смолистая масса, остаток после отгонки из нефти топливных и масляных фракций. Используют для получения нефтяных битумов, как дорожно-строительный материал, сырье для крекинга. … (Большой Энциклопедический словарь)ГУДРОН — , гудрона, мн. нет, м. (фр. goudro) (тех.) .

Хрупкая, рассыпчатая черная масса, получаемая из отбросов нефтеперегонки и др. способами, употр. как топливо, как изоляционный материал для электрических кабелей, а также в дорожных и шоссейных… (Толковый словарь Ушакова)ГУДРОН — , Ца (Цу) , м. Чёрная смолистая масса из отходов перегонки нефти, употр.

гл. обр. в дорожном строительстве, а также дорожное покрытие из такой массы. … (Толковый словарь Ожегова)

Гудрон — Во Франции под именем гудрона подразумевают всякий остаток сухой перегонки углеродистых веществ, имеющий полужидкую консистенцию и большею частью застывающий при пониженной температуре в твердую хрупкую массу.

нас в России такие остатки носят… (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)Гудрон — (франц. goudro) чёрная смолистая масса, получающаяся после отгона из нефти топливных и масляных фракций. Выход Г. из различных нефтей 15 30% (считая на нефть) . Главные составные части Г. : масла, не отогнавшиеся при перегонке нефти, нефтяные… (Большая советская энциклопедия)гудрон — м. тех. goudron m de houille (придых.) … (Большой французско-русский и русско-французский словарь)гудрон — м. alquitrán m, brea f… (Большой испано-русский и русско-испанский словарь)гудрон — м. catrame… (Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь)

Гудрон — ( _fr. goudro) остаток, образующийся в результате отгонки из нефти при атмосферном давлении и под вакуумом фракций, выкипающих до 450—600 °C (в зависимости от природы нефти) . Выход гудрона от 10 до 45% от массы нефти. Гудрон… (Википедия)

Источник: https://znaivse.biz/dosug/dom/gudron-05-09-2019.html

Гудрон – что это такое. Состав и применение

Отличие гудрона и битума. Гудрон - что это такое. Состав и применение

Для создания качественного и надежного дорожного покрытия применяются различные по составу и свойствам материалы. Одним из них является гудрон. Что это за вещество, какими свойствами оно обладает и где применяется, очень хорошо известно в первую очередь строителям и дорожным рабочим.

Люди старшего поколения, чье детство прошло в Советском Союзе, наверняка помнят, какая была их первая жевательная резинка — гудрон. Внешне это смолистая субстанция, образуемая после переработки нефтепродуктов, имеющая вязкую структуру и выраженный черный цвет.

Выход гудрона составляет от 8 до 45 процентов от массы нефти.

Применение гудрона

В самых различных отраслях применяется гудрон. Что это незаменимая составляющая для производства дорожного и строительного битума, известно, пожалуй, всем.

Но кроме этого, гудрон необходим и при изготовлении моторного топлива, мазута и горючих газов. В строительной и резиновой отрасли промышленности его используют в качестве мягчителя.

Гудроны с высоким содержанием смол могут перерабатываться в дизельное топливо с применением метода гидрогенизации и крекинга.

Для того чтобы удалить смолисто-асфальтеновые составляющие и полициклические углеводороды, которые имеют низкий показатель вязкости и высокую степень коксуемости, применяется деасфальтизация гудрона. Растворителем, как правило, служит пропан.

Но наряду с ним, когда требуется получить сырье установок гидрокрекинга или каталитического крекинга, могут использоваться пентан и бутан.

Иногда проводится двухступенчатая деасфальтизация, когда полученный в первой ступени асфальт выделяет более вязкий компонент — деасфальтизат 2.

При проведении дорожных работ гудрон подвозят в твердом виде, и уже непосредственно перед применением он разогревается до жидкого состояния.

Опасность кислых гудронов для экологии

Несмотря на всю свою ценность в качестве сырья для битумных вяжущих, еще и одним из самых серьезных факторов, представляющих угрозу экологии, является кислый гудрон.

Что это вещество действительно является источником опасности для растительного и животного мира, несложно представить, если вспомнить его состав — смолистые вещества и свободная серная кислота, содержание которой может составлять до 70% всей массы.

Опасность представляет и способ хранения кислых гудронов. В связи с тем, что отсутствуют на сегодня рациональные методы их утилизации, эти отходы просто сваливаются в пруды-накопители, занимающие иногда довольно значительные площади.

В результате окислительно-восстановительных процессов, которые самопроизвольно происходят на поверхности этих хранилищ, выделяется большое количество диоксида серы.

После сильных дождей или таяния снега весной кислые воды, стекающие из переполненных прудов, закисляют почву и подземные воды.

Все это негативно влияет на экологическую ситуацию вблизи расположения подобных прудов, отрицательно воздействует на здоровье людей, проживающих на прилегающей территории.

Миллионы тонн кислых гудронов складируют в открытых прудах-накопителях на территории России. Практически на всех нефтеперерабатывающих заводах имеются такие отходы.

В одной только Нижегородской области их накоплено более 250 тонн.

Горячий модифицированный строительный и жидкий дорожный нефтяной битум, их марки и отличия

Отличие гудрона и битума. Гудрон - что это такое. Состав и применение

Дегтевые вяжущие вещества и битум по своей сути — это такие же органические вещества, как, скажем, клеи или вяжущие. Данные вещества являются фундаментом для изготовления огромного ассортимента строительных материалов и изделий различного назначения: асфальтовых смесей и бетонов, ряда кровельных материалов, обладающих гидроизоляционными свойствами, мастик и эмульсии.

Описание материала

Битумы могут быть не столько естественными веществами природного происхождения, сколько и искусственными, что добывают при обработке продуктов нефтяной породы.

Что касается естественных, то они по большей части распространены как отдельно взятые образования или добываются путем обработки горной породы.

Кроме того, к ним относят дегтевые ресурсы, добывающиеся путем трансформации топлива в твердой породе, используя сложное и высокотехнологическое оборудование.

Незначительная часть битумов добывается в практически готовом виде, хотя основной способ получения основан на переработке тяжелых нефтяных остатков. При добыче ископаемого материала применяют комплексное физическое воздействие на битуминозную породу.

Как правило, можно определить ряд мастик или веществ, изготавливаемых на основе битумных материалов:

  1. Битумы. Данные материалы из нефтяных продуктов или смесей нефтяных или естественных битумов;
  2. Дегтевые. По большей части состоят из масел, мастик или пеков;
  3. Битумы смешанного вида. Продукты, которые добываются путем воздействия кислорода на нефтяные породы;
  4. Дегте-, битумнополимерные. Сплавы, в состав которых входят дегтевые вещества, полимеры и нефтяные битумы.

Фото строительно битума

Области применения и особенности эксплуатации

Битумные вещества и нефтяные элементы получили широчайшее распространение в строительстве и производстве стройматериалов. Что касается дегтевых продуктов, то их применение имеет несколько ограниченные рамки, поскольку они используются для изготовления различных химических продуктов.

Более того, сами дегтевые вещества и элементы, изготовленные с их использованием, быстро теряют свои эксплуатационные характеристики под влиянием различных внешних природных факторов, вроде воздействия кислорода, солнечных лучей или влажности.

Классификация битумов

Если классифицировать битумные вещества по степени их консистенции, то выделяют твердые, полутвердые (вяжущие, пластичные) и жидкие, то есть материалы с легкой текучестью.

Твердые битумы по большей части обладают не только упругими свойствами, но и характеристиками, придающими материалу хрупкости, а их транспортировка совершается в специальных железнодорожных контейнерах с функцией подогрева. Жидкие битумы перевозятся в нефтяных и мазутных цистернах.

Разновидности битумных веществ:

  • Природные битумы. Такая разновидность – наиболее качественная продукция. Она обладает хорошей атмосферостойкостью и коэффициентом прилипания к поверхности. Однако, такой битум используется достаточно ограничено ввиду его высокой стоимости и дефицитности;
  • Нефтяные битумы. Вещества, которые получают после обработки нефтяных продуктов или после фракционной перегонки на специальных нефтеперерабатывающих заводах;
  • Остаточные битумы. Такое вещество получается в том случае, когда из гудронов отобрали масла. Полутвердые и твердые элементы отличаются небольшим уровнем вязкости. Для его увеличения используют метод окисления;
  • Окисленные битумы. Вещества, поддавшиеся обработке кислородом, являются наиболее устойчивыми к изменениям погодных условий, а по своей прочности не сильно уступают природным битумам;
  • Крекинговые битумы. Этот продукт добывают путем окисления, то есть обработки воздухом, крекинг-остатков, которые остаются при переработке мазутных веществ.

По консистенции он бывает:

  1. Вязким. К ним относятся материалы, используемые в дорожном и коммерческом строительстве;
  2. Жидким и текучим (разжиженным). Вещество, которое используется для герметизации и гидроизоляции трубопроводов и прочих коммуникаций;
  3. Каменноугольным, твердым. К ним относятся материалы, которые эксплуатируются в строительстве;
  4. Жидким на сланцевой основе. Речь идет холодных и окрасочных битумах с функцией гидроизоляции.

Битумы обладают широким спектром особенностей и полезных свойств, которые выводят его на ведущий уровень среди прочих связующих строительных материалов.

Описание основных видов

Среди всех перечисленных видов битумов наибольшей популярностью пользуется именно горячий или холодный дорожный битум. Как правило, используют либо жидкий, либо вязкий, в зависимости от типа выполняемых работ. Вязкий битум – основополагающая основа при укладке дорог или их ремонте, так как он является веществом, повышающим полезные свойства горячего асфальта.

Что касается жидкого дорожного битума, то его изготовление сводится к добавлению нефтяного растворителя к вязкому. Исходя из погодных условий и климатических особенностей региона, выбирается тип битума (БН, БНД).

Строительный битум не менее популярен, чем его дорожные аналоги. Он широко применяется при выполнении строительных работ различного типа: гидроизоляции домов, фундаментов и подвалов.

Материалы, которые имеют битум в своем составе, позволяют заделывать максимально широкие щели благодаря высокому уровню пластичности. Такой битум также может применятся в холодном виде, но при этом должен содержаться в виде эмульсии или быть разбавленным специальными растворителями.

Легко догадаться, что кровельный битум используется для производства и изготовления кровельных стройматериалов. Он может применяться как для покрытия кровельной основы (речь идет о покровных битумах), так и для пропитки кровли (пропиточный тип битума).

Данное вещество может быть простым или пропитанным кислородом, то есть окисленным. Стоит заметить, что такой материал, как евробитум имеет более высокие теплоизоляционные свойства, нежели простой искусственный битум.

На этом область применения битума далеко не заканчивается, ведь он отлично справляется с теплоизоляционными задачами. Таким образом, битум отлично смогут защитить трубы от коррозийного воздействия.

Мастики на основе битума позволяют сохранить показатели эластичности даже при низких температурах благодаря тому, что изготавливаются из полимерно-модифицированного сырья. Высокие изоляционные свойства могут быть сохранены при изготовлении материалов для гидроизоляционных работ, в которых он выступает в разжиженном виде.

Некоторые виды битума

Жидкий битумБитум в мешкахКровельный битумМастика на основе битума

Какие марки являются наиболее востребованными в отечественном строительстве

БД, то есть битум дорожный, подразумевает использование серии БНД 90 130 (речь идет о битуме нефтяном дорожном) и реже — БНД 60 90. Нефтяной битум также довольно распространен при выполнении дорожных работ и использует по большей мере БН 200 / 300 и БН 40 / 60. В подобной ситуации дробные показатели – это допустимые пределы коэффициентов пенетрации битума каждой конкретной марки.

Строительный битум разработан на основе следующих марок: БН 90 10, БН 70 30 и 50 50, где первое число — это число размягчения, а второе — усредненный коэффициент пенетрации. Также выделяют марки кровельного битума — БНК 45 и 190, 90 / 40 и 90 / 30.

Поскольку битумы в чистом виде слабо отвечают требованиям и показателям, которые необходимы для современного строительства, то на их основе изготавливаются различные полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) разного назначения.

В состав таких мастик входят не только продукты нефтяного битума, но и целый ряд всевозможных полимеров, добавок и пластификаторов. Подобные операции позволяют материалу существенно повысить уровень пластичности, гибкости и термостойкости.

Совершенно очевидно, что битум – это производная от переработки гудрона, которая имеет ряд преимуществ и недостатков. Главное их отличие в том, что битум обладает лучшими показателями эластичности, гибкости и износостойкости, а использование гудрона позволит вам добиться лучших термоизоляционных показателей.

Битум применяется в решении ряда строительных задач, связанных с возведением зданий, сооружений, прокладкой дорог и коммуникаций.

Природный или искусственный битум – это органическое связующее, обладающие огромным перечнем преимуществ, которые существенно преобладают над его недостатками. Популяризация его использования в строительстве, ремонте дорог и сфере кровельных работ наладило современное производство, которое на высокотехнологическом уровне получает различные смеси, мастики и битумы.

Если оценивать битум по пятибалльной системе, ему можно поставить твердую 4-ку. Данная оценка обусловлена только сложностями при транспортировке, которая требует специальных условий. Если исключить фактор транспортировки, битум (как строительный материал) однозначно заслуживает 5-ку, которая подтверждена его использованием в строительстве на протяжение многих веков.

И в завершение, предлагаем посмотреть видео о современных разработках в производстве битума, улучшающих его свойства:

Источник: http://stroyres.net/vyazhushhie-materialy/organicheskie/bitym

Битум

Отличие гудрона и битума. Гудрон - что это такое. Состав и применение

Битумы применялись в качестве строительного материала еще в глубокой древности. За 3000 лет до нашей эры в Вавилоне и Ассирии, расположенных в междуречье Тигра и Евфрата, природный битум использовали в качестве цементирующего и водоизолирующего материала.

Органические вяжущие вещества делят на две основные группы: битумные и дегтевые.

К битумным материалам относятся следующие:

Природные битумы — вязкие жидкости или твердообразные вещества, состоящие из смеси углеводов и их неметаллических производных.

Природные битумы получились в результате естественного процесса окислительной полимеризации нефти. Природные битумы встречаются в местах нефтяных месторождений, образуя линзы, а иногда и асфальтовые озера.

Однако природные битумы в чистом виде встречаются редко, чаще они пронизывают осадочные горные породы.

Асфальтовые породы — пористые горные породы (известняки, доломиты, песчаники, глины, пески), пропитанные битумом. Из этих пород извлекают битум или их размалывают и применяют в виде асфальтового порошка.

Нефтяные (искусственные) битумы, получаемые переработкой нефтяного сырья, в зависимости от технологии производства могут быть: остаточные, получаемые из гудрона путем дальнейшего глубокого отбора из него масел; окисленные, получаемые окислением гудрона в специальных аппаратах (продувка воздухом); крекинговые, получаемые переработкой остатков, образующихся при крекинге нефти.

Гудрон — остаток после отгонки из мазута масляных фракций;

он является основным сырьем для получения нефтяных битумов, используется в виде связующего вещества в дорожном строительстве.

К дегтевым материалам относят различные виды дегтя и пеки.

Наиболее широкое применение органические вяжущие вещества получили в гидротехническом, дорожном, промышленно-гражданском строительстве в виде кровельных, гидроизоляционных материалов, асфальтобетона, асфальтораствора, уплотняющих материалов. Органические вяжущие хорошо совмещаются с резиной и полимерами, что позволяет значительно улучшить качество битумных материалов в соответствии с требованиями современного строительства.

Возникла новая отрасль, производящая гидроизоляционные материалы (изол, бризол и др.) из вторичного резинового сырья. Изготовление рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов осуществляется на полностью механизированных поточных линиях непрерывного действия.

Состав и строение битумов

Битумы относятся к наиболее распространенным органическим вяжущим веществам.

Элементарный состав битумов колеблется в пределах: углерода 70 – 80%, водорода 10 – 15%, серы 2 – 9%, кислорода 1 – 5%, азота 0 – 2%.

Эти элементы находятся в битуме в виде углеводородов и их соединений с серой, кислородом и азотом. Химический состав битумов весьма сложен. Так, в них могут находиться предельные углеводороды от С9Н20 до С30Н62.

Все многообразные соединения, образующие битум, можно свести в три группы: твердая часть, смолы и масла.

Твердая часть битума — это высокомолекулярные углеводороды и их производные с молекулярной массой 1000—5000, плотностью более 1, объединенные общим названием асфальтены”. В асфальтенах содержатся карбены, растворимые только в СCl4, и карбоиды, не растворимые в маслах и летучих растворителях. В состав битумов могут входить также твердые углеводороды — парафины.

Смолы представляют собой аморфные вещества темно-коричневого цвета с молекулярной массой 500—1000, плотностью около 1.

Масляные фракции битумов состоят из различных углеводородов с молекулярной массой 100—500, плотностью менее 1.

По своему строению битум представляет коллоидную систему, в которой диспергированы асфальтены, а дисперсионной средой являются смолы и масла. Асфальтены битума, диспергированные в виде частиц размером 18—20 мкм, являются ядрами, каждое из них окружено оболочкой убывающей плотности — от тяжелых смол к маслам.

Свойства битума, как дисперсной системы, определяются соотношением входящих в него составных частей: масел, смол и асфальтенов.

Повышение содержания асфальтенов и смол влечет за собой возрастание твердости, температуры размягчения и хрупкости битума. Наоборот, масла, частично растворяющие смолы, делают битум мягким и легкоплавким.

Снижение молекулярной массы масел и смол также повышает пластичность битума.

Парафин, содержащийся в нефтяных битумах, ухудшает их свойства, повышает хрупкость при пониженных температурах. Поэтому стремятся к тому, чтобы содержание парафина в битуме не превышало 5%.

Состав определил практические способы перевода твердых битумов в рабочее состояние: 1) нагревание до 140—170°С, размягчающее смолы и увеличивающее их растворимость в маслах; 2) растворение битума в органическом растворителе (зеленое нефтяное масло, лакойль и др.) для придания рабочей консистенции без нагрева (холодные мастики и т. п.); 3) эмульгирование и получение битумных эмульсий и паст.

Свойства битумов

Физические свойства органических и неорганических вяжущих веществ и материалов, изготовляемых на их основе, различны; Для органических веществ в отличие от минеральных характерны гидрофобность, атмосферостойкость, растворимость в органических растворителях, повышенная деформативность, способность размягчаться при нагревании вплоть до полного расплавления. Эти свойства обусловили применение органических вяжущих для производства кровельных, гидроизоляционных и антикоррозионных материалов, а также их широкое распространение в гидротехническом и дорожном строительстве.

Плотность битумов в зависимости от группового состава колеблется в пределах от 0,8 до 1,3 г/см3. Теплопроводность характерна для аморфных веществ и составляет 0,5—0,6 Вт/(м•°С); теплоемкость — 1,8—1,97 кДж/кг•°С.

Коэффициент объемного теплового расширения при 25°С находится в пределах от 5•10-4 до 8•10-4°С1, причем более вязкие битумы имеют больший коэффициент расширения; при пониженных температурах — около 2•104°С-1.

Устойчивость при нагревании характеризуется: 1) потерей массы при нагревании пробы битума при 160°С в течение 5 ч (не более 1%) и 2) температурой вспышки (230—240°С — в зависимости от марки).

Водостойкость характеризуется содержанием водорастворимых соединений (в битуме не более 0,2—0,3% по массе). Электроизоляционные свойства используют при устройстве изоляции электрокабелей.

Физико-химические свойства. Поверхностное натяжение битумов при температуре 20—25°С составляет 25—35 эрг/см2.

От содержания поверхностно-активных полярных компонентов в органическом вяжущем зависит смачивающая способность вяжущего и его сцепление с каменными материалами (порошкообразными наполнителями, мелким и крупным заполнителем).

Прочные хемосорбционные связи битум образует с наполнителем из известняка, доломита с большим количеством адсорбционных центров в виде катионов Са3+ и Ме+2.

Старение — процесс медленного изменения состава и свойств битума, сопровождающийся повышением хрупкости и снижением гидрофобности. Ускоряется под действием солнечного света и кислорода воздуха вследствие возрастания количества твердых хрупких составляющих за счет уменьшения содержания смолистых веществ и масел.

Реологические свойства битума зависят от группового состава и строения. Жидкие битумы, имеющие структуру типа золь, ведут себя как жидкости, течение которых подчиняется закону Ньютона.

Твердые битумы, имеющие структуру типа гель, относятся к вязко-упругим материалам, так как при приложении к ним нагрузки одновременно возникает упругая (обратимая) и пластическая (необратимая) составляющие деформации.

Для описания процесса деформирования вязко-упругих тел используют реологическую модель Максвелла и др.

Химические свойства. Наиболее важным свойством является химическая стойкость битумов и битумных материалов к действию агрессивных веществ, вызывающих коррозию цементных бетонов, металлов и других строительных материалов. По данным Н. А.

Мощанского, битумные материалы хорошо сопротивляются действию щелочей (с концентрацией до 45%), фосфорной кислоты (до 85%), а также серной (с концентрацией до 50%), соляной (до 25%) и уксусной (до 10%) кислот. Менее стойки битумы в атмосфере, содержащей окислы азота, а также при действии концентрированных растворов кислот (особенно окисляющих). Битум растворяется в органических растворителях.

Благодаря своей химической стойкости и экономичности битумные материалы широко применяют для химической защиты железобетонных конструкций, стальных труб и др.

Физико-механические свойства. Марку битума определяют твердостью, температурой размягчения и растяжимостью.

Твердость находят по глубине проникания в битум иглы (в десятых долях миллиметра).

Температуру размягчения определяют на приборе “кольцо и шар”, помещаемом в сосуд с водой; она соответствует той температуре нагреваемой воды, при которой металлический шарик под действием собственной массы проходит через кольцо, заполненное испытуемым битумом.

Растяжимость характеризуется абсолютным удлинением (см) образца битума (“восьмерки”) при температуре 25°С, определяемым на приборе — дуктилометре.

Марку битума выбирают в зависимости от назначения. По назначению различают битумы строительные, кровельные и дорожные.

Строительные битумы применяют для изготовления асфальтобетона и растворов, приклеивающих и изоляционных мастик, покрытия и восстановления рулонных кровель.

Кровельные битумы используют для изготовления кровельных рулонных и гидроизоляционных материалов. Легкоплавким битумом марки БНК 45/180 пропитывают основу (кровельный картон); а тугоплавкие битумы служат для покровного слоя.

Возврат к списку

Источник: https://www.abzlint.ru/articles/bitum.shtml

Правсила
Добавить комментарий