Правовые основы организации социального обслуживания населения. Курсовик Правовые основы организации социального обслуживания. Формы социального обслуживания. Понятие, принципы, формы социального обслуживания

Правовая основа социального обслуживания

Правовые основы организации социального обслуживания населения. Курсовик Правовые основы организации социального обслуживания. Формы социального обслуживания. Понятие, принципы, формы социального обслуживания

Правовой основой социального обслуживания является ряд международных документов, которые имеют как универсальный характер, так и специализированный.

Отметим наиболее крупные международные акты в области социального обслуживания.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.

Положения 22 статьи Всеобщей декларации гласят о том, что человек способен развиваться при условии уважения к своей личности, а также при создании для него условий, когда все люди имеют равные социальные, политические, экономические и иные права в соответствии с ресурсами государства, в котором он проживает, и его структурой.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года. Нормы пакта закрепляют право всех на социальное обслуживание, а также его нормами гарантируется достаточный уровень жизни.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Положения Конвенции обязуют государства обеспечить ребенку такую защиту и поддержку, которая необходима для его гармоничного развития и благополучия.

Согласно положениям Конвенции, дети имеют право на пользование совершенными услугами здравоохранения, право на образование, а также на социальное обеспечение и социальное обслуживание в первоочередном порядке.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. Конвенция закрепляет право людей с особенностями развития на полное вовлечение в общественную жизнь без дискриминации в связи с инвалидностью, на защиту всех прав инвалидов, на равный доступ к ресурсам.

Европейская социальная хартия. Европейскую социальную хартию можно назвать ключевым международным документом, провозгласившим и гарантирующим социальные права человека, включая право на социальное обслуживание, которое закреплено в отдельной статье Хартии. Ст.

14 Хартии обязывает стран-участников оказывать содействие в деятельности социальных служб, оказывающих социальные услуги, причем допуская как государственные учреждения, так и благотворительные и негосударственные.

В Европейской социальной хартии оказаны особенности социальных прав различных категорий граждан, тем самым, хартия позволяет учитывать специфику национальностей и половозрастные отличия.

Замечание 1

Таким образом, нами названы наиболее крупные международные акты в области социального обслуживания. Они провозглашают и закрепляют права всех категорий населения на равные права и достойные условия жизни без дискриминации по расовому, половому, возрастному и иным признакам.

Федеральное законодательство РФ в области социального обслуживания населения

Правовая основа социального обслуживания включает федеральное законодательство, региональное и муниципальное законодательство, локальные акты учреждений.

Замечание 2

Прежде всего, основой оказания социальных услуг является Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, закрепляющая право граждан на труд, здоровье, образование, жилье и иные социальные права.

Рассмотрим наиболее крупные федеральные законы в области социального обслуживания:

  1. ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28 декабря 2013 года.

    Федеральный закон закладывает основы системы социального обслуживания в стране, закрепляя принципы социального обслуживания, определяя полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области социального обслуживания, формулируя основные понятия социального обслуживания, выделяя права получателей и поставщиков социальных услуг, закрепляя формы социальных услуг и их функции и т.д.

    Замечание 3

    Следует отметить, что данный федеральный закон стал шагом к формированию новой системы социального обслуживания.

    В частности, позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создает возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.

  2. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закон определяет общие принципы социальной поддержки данной категории получателей социальных услуг, меры и содержание социальной поддержки, в том числе социальное обслуживание.

  3. ФЗ «О ветеранах» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» закладывает основы оказания социальных услуг пожилым гражданам.
  4. ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ». Его нормы закрепляют нормы международного законодательства в этой области и гарантируют достойные условия для жизнедеятельности людям с ограниченными возможностями. В рамках этого был разработан проект «Доступная среда», целью которого является создание условий, инфраструктуры для свободной реализации своих возможностей людям с ограниченными возможностями.
  5. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данным законом определяется порядок деятельности организаций системы профилактики безнадзорности, правила производства по делам несовершеннолетних, помещаемых в специальные учебно-воспитательные учреждения и центры временного содержания.
  6. Постановление Правительства РФ “Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг». В соответствии с Постановлением определен перечень социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания

Огромное значение в правовой основе имеют стандарты социального обслуживания. В настоящий момент в РФ разработаны ГОСТы по социальному обслуживанию всех категорий получателей социальных услуг на федеральном и национальном уровнях.

Замечание 4

Нормы ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» закрепляют возможность субъектов РФ самостоятельно принимать нормативно-правовые акты в области социального обслуживания населения на территории субъекта в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Региональная и иная правовая основа социального обслуживания

Таким образом, субъекты РФ принимают законы о социальном обслуживании на своей территории, уточняя перечень услуг в их регионе, перечень поставщиков социальных услуг, порядка оказания социальных услуг и тарифов на социальные услуги, в случае, когда они оказываются на возмездной основе. В качестве примера приведем Закон Ставропольского края “Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг Ставропольского края”.

Также муниципальными органами и учреждениями могут издаваться постановления и положения, регламентирующие работы организаций социального обслуживания.

Наиболее распространенным поставщиком социальных услуг являются государственные бюджетные учреждения – комплексные центры социального обслуживания. В рамках своей деятельности ими принимается Устав, положения о деятельности различных отделений в комплексном центре и перечни документов для предоставления той или иной услуги, а также различного характера договоры.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_obsluzhivanie_ego_formy_i_vidy/pravovaya_osnova_socialnogo_obsluzhivaniya/

Правовые основы организации социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания

Правовые основы организации социального обслуживания населения. Курсовик Правовые основы организации социального обслуживания. Формы социального обслуживания. Понятие, принципы, формы социального обслуживания

                                                                         домодедовский филиал

негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«российский новый университет»

ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кУРСОВАЯ работа

по дисциплине  Право социального обеспечения.

Тема: «Правовые основы организации социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания»

Выполнил:

студент  3  курса

группы КЮ-10

Грибова Л.В

Руководитель: Буянова Марина Серафимовна

_______________________

                                                        2013г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                3

1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ                      4  1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения                     4

1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции,

виды и формы деятельности                                                                                               6

2. УЧРЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:                  

ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                             10

2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей                                    12

2.2 Учреждения социального обслуживания пенсионеров                                     16

3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ                                                 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                       23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                      24

ВВЕДЕНИЕ

Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг.

В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 год), одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне.

Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.

1.   ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ

1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко.

По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.

В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».[1]

Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982 г.

) под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».2

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.).

Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. № 1).

В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения – составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения».[1]

Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ.

Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения.

Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.

) социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения.

В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей.1

Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.

При этом принципиально важными являются следующие моменты:

– во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;

– во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально – экономическую, морально – психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов;

– в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения.

Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.

Основываясь на концепции системных потребностей социально – экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям.

Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность.

Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.

Система социального обслуживания населения может выступать как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.

Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления».

Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни.

Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

 
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

– помощь должна носить реинтегрирующий характер;

– при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

– социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

– получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

– механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

Источник: http://student.zoomru.ru/soc/pravovye-osnovy-organizacii-socialnogo-obsluzhivaniya/211681.1711047.s1.html

Правсила
Добавить комментарий