Специалиста по социальной работе и. О нашей группе и о главных вещах, которым мы научились. Специалист по социальной работе отделения социальной помощи семье и детям

Будни соцработника: и помощник, и психолог, и друг

Специалиста по социальной работе и. О нашей группе и о главных вещах, которым мы научились. Специалист по социальной работе отделения социальной помощи семье и детям

Находить общий язык с людьми, помогать им, а зачастую быть единственной опорой и поддержкой — это все о женщинах, которые около 20 лет назад пришли в один из центров социального обслуживания Москвы и до сих пор остаются преданными своей профессии. Они помогают ветеранам, инвалидам, пенсионерам и многодетным семьям, занимаются культурно-досуговой и реабилитационной деятельностью с детьми, в том числе имеющими ограничения по здоровью.

В январе Сергей Собянин наградил 54 работника учреждений социальной защиты населения столицы. Среди них специалисты по социальной работе, медсестры, старшие воспитатели и заведующие отделениями соцобслуживания.

Mos.ru поговорил с некоторыми из них и узнал, кого социальные работники называют своими подопечными, как обрести способность смотреть позитивно на любую ситуацию и почему так важно просто разговаривать с людьми.

Татьяна Телегина: Благодарность людей — высшая оценка нашей работы 

Специалист по социальной работе территориального центра социального обслуживания «Ломоносовский» 

— В социальной сфере я работаю с 1997 года. Называю эту дату счастливой семеркой: пришла на работу 17.07.1997. А до этого была инженером-проектировщиком, занималась чертежами. В перестройку при реорганизации нашего учреждения я оказалась перед выбором, в итоге пришла в социальную сферу и поняла, что это мое призвание — работать с людьми.

Уже более 20 лет тружусь в сфере социальной защиты, сейчас — в должности специалиста по социальной работе.

Получатели социальных услуг — а это более 20 тысяч человек — жители района Коньково.

Среди них пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и труда, семьи льготных категорий — многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, малообеспеченные и неблагополучные. Они обращаются за помощью по мере необходимости.

Чаще всего это связано с социально-экономическими вопросами: получением товаров длительного пользования, электронного социального сертификата на продукты питания, вещевой помощи и так далее.

Традиционно проходят общегородские благотворительные мероприятия «Семья помогает семье». В августе мы участвуем в проведении акции «Соберем ребенка в школу»[вот тут эти два мероприятия идут как одна акция. Неравнодушные горожане приносят портфели, канцелярские принадлежности и другие необходимые для учебы вещи, которые перед 1 сентября мы дарим тем, кому это особенно необходимо.

Благодаря акции «Подготовимся к школьному балу!» помогаем выпускникам из малообеспеченных семей найти костюм или платье для торжественного вечера, чтобы сделать этот день незабываемым. Счастливые улыбки, довольные лица школьников. Благодарность людей — высшая оценка нашей работы.

Социальный работник — и помощник, и психолог, и друг. Людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, особенно нужна поддержка. Приходится общаться с разными людьми. Многие находятся в тревоге, стрессе от потери близкого человека. А мы в любой ситуации должны быть спокойны и позитивно смотреть на мир, делиться добротой с другими. Есть хорошая история на эту тему.

Мы ездили на экскурсию в Подмосковье с нашими пенсионерами. Их было более 40 человек. Поездка прошла хорошо, но время в пути значительно затянулось. Казалось бы, пожилые люди должны были проявить недовольство, но… Они пели песни, читали стихи, делились друг с другом бутербродами.

Вот в такой нестандартной ситуации проявилось чувство коллективизма. Я была очень удивлена, что никто не ворчал, а, наоборот, всех это объединило и сплотило. Те, кто участвовал в этой поездке, до сих пор приходят в гости и вспоминают путешествие с теплотой. Мы остались друзьями.

Наталия Никифорова: Даже спустя 20 лет хожу на работу с удовольствием 

Социальный работник территориального центра социального обслуживания «Зюзино» 

— Можно сказать, что профессию я выбрала случайно или, возможно, она выбрала меня. В центре работаю практически с открытия — в январе исполнилось 20 лет, как я устроилась.

До прихода сюда я мало что знала про эту работу, на тот момент еще и находилась в декретном отпуске. Случайно увидела объявление в газете, где было написано, что открылся центр социального обслуживания и требуются сотрудники.

Так я нашла работу и даже спустя много лет хожу сюда с удовольствием.

Я помогаю тем людям старшего поколения и инвалидам, которые находятся на надомном обслуживании. Решаю их бытовые проблемы, помогаю в уборке, разогреваю еду, кормлю и делаю многое другое.

Еще нужно обязательно уметь слушать человека, где-то подбодрить или рассмешить, в какой-то ситуации успокоить или, наоборот, уговорить, например, сходить к врачу. Как правило, это одинокие или одиноко проживающие люди.

Зачастую их родственники живут далеко и у них нет возможности часто навещать близкого человека.

Есть люди очень позитивные и открытые, несмотря на заболевания и какие-то жизненные проблемы. С такими легко общаться. Есть люди посложнее, но и к ним удается ключик подобрать. Все разные, как, собственно, и мы.

Есть у меня семейная пара на обслуживании, супруги вместе прожили уже больше 65 лет. Это тот самый случай, когда приходишь к ним с хорошим настроением и уходишь со спокойной и легкой душой.

Они никогда не жалуются, не перекладывают свою боль на другого человека, наоборот, стараются поделиться своим душевным теплом.

Старшее поколение, наши ветераны — это вообще золотой фонд, у которого есть чему поучиться.

Наталья Дубовенко:Людям не хватает общения

Социальный работник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов № 5 территориального центра социального обслуживания «Марьино» 

— Я уже более 22 лет занимаюсь социальной работой: приношу подопечным продукты, хожу с ними в поликлинику, покупаю лекарства, оплачиваю счета и помогаю в оформлении документов, и многое другое.

В профессии оказалась по особому стечению обстоятельств. Я потеряла мать, и мне было настолько тяжело, что четыре года не могла прийти в себя. И знакомая, которая сама работала в этой сфере, предложила мне устроиться в центр социального обслуживания.

Я решилась и не пожалела о своем выборе. Причем не только сама помогала людям, но и у них находила поддержку.

Так сложилась судьба, что у меня нет родственников, а бабушки и дедушки стали в определенной степени моей семьей, о которой нужно заботиться и всячески помогать.

Социальная помощь особенно нужна тем людям, которые совсем не выходят из дома. Многие из них одиноки и по-детски относятся к миру, несмотря на возраст.

А еще, кроме решения насущных проблем, им не хватает общения. Мои подопечные — инвалиды и пенсионеры от 67 до 95 лет. Они очень разные, но все нуждаются в том, чтобы их слушали, хотят делиться своим опытом и впечатлениями, хотят быть нужными. И это нормально.

У меня была одна подопечная, вот она мне говорила: «Наташенька, ты для меня как свет. Я тебя всегда очень жду». А другие часто спрашивают: «Ой, ты что, уже убегаешь?»

Бывает, придешь и рассмеешься вместе с ними — тебе и частушку споют, и веселую историю какую-нибудь расскажут. А бывает, и плачем с ними, это тоже иногда полезно, но чаще смеемся, конечно. Все очень интересные люди с колоссальным жизненным опытом.

Елена Курышина: Нам важно, чтобы дети были готовы к взрослой жизни 

Старший воспитатель центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 

— Я выросла в семье педагогов, но сначала нарушила традицию и получила медицинское образование. Чуть позже окончила педагогический университет и оказалась здесь. Видимо, зов крови. А иначе как еще это назвать?

Старший воспитатель следит за порядком и процессом обучения. В нашем учреждении восемь детских групп с ребятами от нуля до 18 лет. Многие находятся на постоянном проживании (это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), некоторые — на пятидневном.

Нам важно, чтобы дети развивались, чтобы им было интересно и они смогли уверенно войти во взрослую жизнь.

Все наши подопечные — с ограниченными возможностями здоровья, поэтому с этого года реализуем проект по формированию социально-бытовых навыков у детей «Мир вокруг меня».

Во второй половине дня дети занимаются лепкой, аппликацией, конструированием. Есть и часы творчества, когда дети сами выбирают, чем заняться. Таким образом они реализуют свой потенциал и развивают таланты.

В конце первого полугодия проводили отчетное мероприятие, где ребята в возрасте от семи до 18 лет участвовали в различных конкурсах. Например, сервировали стол к обеду, одевались на зимнюю прогулку, готовили выставку работ, которые сделали сами.

Есть и проект для родителей — «Особый ребенок», это специальный клуб. Мы стараемся больше и чаще привлекать родителей для участия в его жизни. Они помогают в организации праздников, проведении образовательных мероприятий, участвуют в украшении центра к Новому году. Тем самым мы все вместе помогаем детям развиваться и взрослеть.

Еще работает проект «Монтессори», в нем две группы детей от двух до семи лет. С ребятами работает терапевт по методике Монтессори, который проходил обучение в Германии.

К нам регулярно приезжает член экзаменационного комитета Международной ассоциации Монтессори (AMI) руководитель отдела Монтессори-терапии Мюнхенского центра детства и автор метода Лоре Андерлик.

Они нас курируют и помогают в развитии детей.

Вся работа направлена на проработку комплекса упражнений, которые помогут детям в повседневной жизни: мы учим их накрывать на стол, убирать, стирать одежду, правильно мыть руки, чистить зубы, одеваться и многому другому, что сделает их самостоятельными и независимыми.

Нашим воспитанникам в первую очередь важны бытовые навыки, но также они изучают цифры и буквы, готовят руку к письму. Интересные занятия проводят воспитатели по развитию сенсорики и мелкой моторики.

Проект работает с августа 2017 года, и уже сейчас виден результат — дети стали более самостоятельными и собранными.

У нас очень много детей взяты на воспитание в семьи. Я считаю, что это большая заслуга всех нас, всего нашего коллектива. Проделывается большая работа, и в итоге дети обретают семью. Это самое главное.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/35916073/

Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям

Специалиста по социальной работе и. О нашей группе и о главных вещах, которым мы научились. Специалист по социальной работе отделения социальной помощи семье и детям

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

Факультет Социальной работы

Кафедра ______________________________________________

студент (ка) группы

заочной формы обучения

«Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям»

(название курсовой работы)

 КУРСОВАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

                                                                              (Ф.И.О.)

          ____________________________________

                                                                                                   (подпись)

Защищена 

«____» ______________ 2012 г.

с оценкой «_________________»

Москва  2012

Введение

В условиях развития мирового общества, становления на новом уровне социальных отношений между людьми все большего значения приобретает профессия социального работника, а вместе с тем и социальная работа в целом.

Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Развитие социальной работы и социальной педагогики как профессии началось в Германии в начале XX столетия с создания социальных школ, прежде всего женских.

По указу вновь образованного прусского министерства народного обеспечения в 1920 году было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников.

Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в Германии вплоть до второй мировой войны.

Разработка научно-категориального аппарата — это одна из приоритетных задач теории социальной работы. Категории социальной работы могут быть проанализированы по признаку принадлежности к различным организациям социальной работы в различных сферах социальной практики.

Понятийный аппарат социальной работы в образовании будет отличаться от системы понятий, описывающих социальную работу в армии или медицинских учреждениях. Целесообразно выявить кластеры понятий, относящихся к социальной работе с различными категориями клиентов или к различным особым ситуациям (например, в зонах военных конфликтов).

Данные классификации отражают специфику содержания практической социальной работы. Особенности организации профессиональной и добровольческой социальной работы, технологические аспекты управления системой социальной работы отражены в специфической группе понятий — «менеджмент социальной работы», «экономика социальной работы».

По мере дальнейшего развития теории и практики социальной работы система ее категорий будет расширяться и уточняться.

Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы  и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».

Проблематикой социальной работы и вопросами, связанными с профессией социального работника занимались Сильвия Штаун, Лященко А.И., Никитина Л., Доэл М. и многие другие.

Ввиду важности данного вопроса, темой нашей курсовой работы была выбрана «Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям».

Актуальность исследования состоит в том, что в данный момент в нашей стране профессия социального работника переживает процесс своего становления, существует также общая необходимость в качественной профессиональной подготовке специалистов профессии.

Цель исследования – проанализировать специфику деятельности специалиста по социальной работе в Центрах помощи семье и детям.

Для достижения цели нашей работы перед нами были поставлены следующие задачи исследования:

– охарактеризовать объект деятельности социального работника;

– провести анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе;

– рассмотреть обобщенный опыт деятельности специалиста по социальной работе в ГУ ЦСПСиД;

– охарактеризовать структуру деятельности ГУ ЦСПСиД «Люблино»

– выделить особенности деятельности социального работника в условиях ГУ ЦСПСиД «Люблино»;

– проанализировать эффективность деятельности специалиста по социальной работе.

Объект исследования – деятельность специалиста по социальной работе.

Предмет исследования – специфика деятельности социального работника в Центрах помощи семье и детям.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации информации и данных, касающихся деятельности социального работника по части его работы в Центрах помощи семье и детям.

Практическая значимость работы рассматривается нами в возможности использования её результатов в практической деятельности социального работника в процессе реализации его непосредственных обязанностей в Центрах помощи семье и детям.

Методы исследования – анализирующий, обобщающий, метод словарных дефиниций, компаративный метод, метод экспертных оценок.

База исследования – Государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Люблино», на основе деятельности которого нами была проанализирована специфика специалиста по социальной работе.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1.1 Объект деятельности социального работника

Проблематизированный, повседневный мир людей — вот что находится в фокусе теории социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности.

На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи.

Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов.1

Объект, и предмет — основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению.

Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».

Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура».

Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.

Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.2

Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями и задачами практической социальной работы, а с другой — определяют границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта и предмета социальной работы.

Они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия.

Субъект и объект социальной работы — важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы.

Объект социальной работы — это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.3

 Объект социальной работы — клиент — человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты).

Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы.

Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования.

В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется побои человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид; группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.

 Субъект социальной работы — это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.

) и частные лица — специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники — волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер.

В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.4

1.2. Анализ форм и методов деятельности специалиста по социальной работе

Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, “как это делается?”.

Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на “рабочих полях”.

Будучи органической часть социальной работы, методы развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием самой профессии социального работника и социального педагога.

Социальная работа как преемница первоначальных форм благотворительности и опеки — более широкое понятие, но включающее также педагогические воздействия и деятельность по защите человека, по оказанию ему помощи.

Социальная же педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование — процессы, сопровождающие всю жизнь человека.

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. А социальная педагогика подразумевает скорее профилактику и внешкольное образование. Общее же в них то, что и социальная работа, и социальная педагогика ориентированы на изменение социального поведения человека и социальных отношений.

Для профессионального индивидуального общения с клиентом важны навыки использования различного рода бесед, диалога, составляющих методический инструментарий этой формы социальной работы.

Для решения ряда задач, которые стоят перед  социальными работниками предпочтение принято отдавать формам и методам групповой работы, групповой терапии и работе в общине.

В практике групповой социальной работы было принято различать группы по определенным признакам:

  • по характеру членов группы, например по возрасту (детские группы, группы пожилых), по полу (женские или мужские группы), по социальным критериям (группы матерей, группы обучающихся и т. п.);
  • по характеру проблемы, что служит критерием для групповой терапии и касается всех членов групп (например, группы психически больных, группы риска, заслуживающих наказание; группы детей из неполных семей, группы вдов и т. п.);
  • по виду программы группы (например, дискуссионные группы, группы мастеровых, спортивные группы и т. п.);
  • по целевой направленности групп (например, группы, ориентированные на образование, трудовые и политические группы, досуговые группы и т. п.).

Источник: http://student.zoomru.ru/soc/specifika-deyatelnosti-specialista-po-socialnoj/244962.1937433.s1.html

Должностная инструкция специалиста по социальной работе. Социальная защита и социальная помощь

Специалиста по социальной работе и. О нашей группе и о главных вещах, которым мы научились. Специалист по социальной работе отделения социальной помощи семье и детям

Социальная защита, социальная помощь населению – институты, характеризующие гуманное и сознательное гражданское общество. В этой сфере очень велика роль профессионала, оказывающего такую поддержку, – социального работника. С особенностями его труда, а также регламентирующими его работу документами стоит ознакомиться более основательно.

Социальная защита

В общем, соцзащита населения – комплекс мер, направленных на соблюдение прав гражданина, удовлетворение его социальных потребностей. Высокий уровень такой защищенности населения – признак сильного и благополучного государства.

Соцзащита в основном предоставляется в трех ипостасях – социальное обеспечение, социальная помощь и социальное страхование. В РФ ее гарант – Министерство труда и социальной защиты, глава которого на сегодня – М.А. Топилин. Обеспечивают ее оказание государственные российские внебюджетные фонды:

  • обязательного медстрахования;
  • соцстрахования РФ;
  • пенсионной фонд России.

Данные организации действуют на местном, субъектном и общероссийском уровнях.

Виды и меры соцзащиты

Соцзащита населения состоит из ряда мер:

  1. Защита прав детей и контроль за соблюдением этого.
  2. Помощь в преодолении безработицы.
  3. Материальная и моральная поддержка многодетных семей.
  4. Выплата пособий малоимущим семьям.
  5. Определение МРОТа, наименьшего размера стипендий, пособий, пенсий.

Социальная защита разделяется на государственную и негосударственную. К первой относится:

  • бесплатное образование;
  • выплата пенсий;
  • льготы;
  • бесплатное здравоохранение;
  • социальное обслуживание населения, соцуслуги.

Негосударственная соцзащита представлена:

  • благотворительностью;
  • программами добровольного социального страхования;
  • доступными частными программами по охране и восстановлению здоровья и др.

На сегодня в мире действуют две модели государственной социальной поддержки:

  1. Бевериджская (английская). Минимальная соцпомощь каждому гражданину вне зависимости от его социального статуса.
  2. Бисмарковская (немецкая). Гражданин получает поддержку от государства согласно величине социальных взносов, которые он в течении жизни отчисляет казне. Для социально незащищенных категорий действуют иные правила и госпрограммы защиты.

Социальная помощь

Соцпомощь – это либо денежная поддержка, либо натуральная (ее, в частности, оказывает центр социальной помощи) гражданам, находящимся в тяжелом материальном положении. Такие выплаты финансируются либо из госказны, либо из фонда добровольных пожертвований неравнодушных.

Социальная помощь предоставляется как в результате проверки источников дохода нуждающимся, так и без проведения этих мер. Обычно помощь лицам, находящимся в особо тяжелых жизненных условиях, превышает поддержку другим гражданам, живущим более-менее сносно.

Одним из самых приоритетных и нужных направлений соцзащиты является работа с семьей. Ключевыми ее задачами являются:

  • поддержка ячеек общества, оказавшихся в сложных условиях;
  • помощь в преодолении ими неразрешимых проблем;
  • предупреждение появления новых трудностей;
  • проведение работы, в результате которой “трудные” семьи учатся своими силами преодолевать подобные сложности на своем пути.

Центр социальной помощи, в основном, работает со следующими типами семей:

  • члены которых находятся на обеспечении государства (инвалиды, пенсионеры);
  • созданными несовершеннолетними родителями (родителем);
  • с большим риском лишения матери или/и отца родительских прав;
  • оказавшихся в нелегкой ситуации: инвалидность родителя, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи, вынужденное переселение, заражение ВИЧ-инфекцией, нахождение родителя в местах лишения свободы, столкнувшимися с безработицей, жестоким отношением, насилием, сиротством, беспризорностью.

Функции социального центра по работе с семьей

Социальная работа с семьей многофункциональна:

  1. Координация работы по социальному сопровождению “трудных” семей.
  2. Подготовка личных дел таких семей.
  3. Социальное инспектирование.
  4. Разработка плана сопровождения семьи с учетом пожеланий последней.
  5. Предоставление адресной поддержки и помощи.
  6. Предупреждение насилия в семье.
  7. Постановка в известность соответствующих служб и органов о факте жестокого обращения с детьми в подопечных семьях.
  8. Защита интересов семей в суде при возникновении такой потребности.
  9. Предоставление другим заинтересованным в помощи госструктурам информации о подопечных семьях.
  10. Распространение социальной рекламы.

Требования к специалисту по социальной работе

Профессиональный социальный работник может не обладать опытом работы, но обязан иметь среднее или высшее образование социального, юридического или педагогического направления. Требования к профессионалу II и I (наивысшей) квалификации гораздо строже: высшее узкопрофильное образование, стаж работы в предыдущих категориях.

Должностная инструкция специалиста по социальной работе предполагает наличие знаний в следующих сферах:

  • актуальные правовые нормативные документы, касающиеся соцзащиты и помощи, поддержки семьи и социально незащищенных граждан, охраны материнства и детства, государственной политики в отношении этих категорий граждан;
  • эффективные направления повышения качества социальной помощи;
  • основы психологии: ребенка, пенсионера, инвалида, людей, попавших в трудную ситуацию и т.д.;
  • основы Трудового Кодекса, охрану труда;
  • санитарно-гигиенические правила ухода за престарелыми людьми и инвалидами.

Также должностная инструкция специалиста по социальной работе говорит, что в профессиональной его деятельности активно применяются знания по философии, политологии, культурологии, истории, педагогике, социальной медицины.

Важно знать этапы развития социального института и его настоящее состояние в РФ и в мире, формы, принципы, методы помощи людям различного возраста и соцстатуса, общий инструментарий, ключевые понятия, методы анализа и мониторинга в социальной работе.

Необходимые человеческие качества профессионала:

  • бескорыстие;
  • целеустремленность;
  • коммуникабельность;
  • доброжелательность;
  • терпимость;
  • социальная интуиция;
  • трудолюбие;
  • стрессоустойчивость;
  • аналитический тип мышления;
  • наблюдательность;
  • работоспособность.

Функции социального работника

Актуальная должностная инструкция специалиста по социальной работе предполагает возложение на работника ниже перечисленных функций:

  1. Формирование базы данных “трудных” семей (социальной карты),нуждающихся в помощи одиноких пенсионеров, инвалидов.
  2. Определение истоков неблагополучия, размера и характера оказываемой помощи, оказания ее самой.
  3. Осуществление опеки неблагополучных ячеек общества, особенно имеющих в своем составе детей с отклонениями в развитии или инвалидов, семей вынужденных переселенцев, участников и жертв военных конфликтов, с родителями-сиротами, а также нетрудоспособных (в том числе и в силу инвалидности), престарелых людей.
  4. Оказание помощи в трудоустройстве подопечных и иных способах преодоления ими материальных трудностей.
  5. Ведение совместной работы с органами внутренних дел для профилактики незаконной деятельности и асоциального образа жизни подопечных.
  6. Проведение анализа проделанной работы, прогнозирование результатов социальной помощи.
  7. Воплощение в жизнь федеральных и региональных соцпрограмм, подготовка своих проектов и предложений.
  8. Участие в методических союзах по повышению качества оказываемой соцпомощи.
  9. Координация деятельности некоммерческих благотворительных объединений, также оказывающим помощь подопечным.
  10. Консультация заинтересованных граждан по предмету своей деятельности.
  11. Документирование проделанной работы.

Права и обязанности специалиста по социальной работе

Права соцработника:

  • предлагать и воплощать в жизнь проекты по улучшению качества предоставляемых соцуслуг;
  • обращаться к руководству за помощью в осуществлении своих функций;
  • требовать для ознакомления документацию и информацию, необходимую для своего труда;
  • повышать степень своей квалификации.

Должностная инструкция специалиста по социальной работе приписывает ему следующие обязанности:

  • ответственность по ТК РФ за ненадлежащее исполнение своих должностных функций:
  • ответственность по ГК РФ и КоАП за правонарушения в процессе работы;
  • ответственность по УК, ГК, ТК РФ за причинение материального вреда.

Социальный работник – ответственная и необходимая специальность в любом развитом обществе. Сама социальная работа и соцзащита имеют массу направлений деятельности, способов их улучшения и актуализации.

Источник: https://FB.ru/article/306440/doljnostnaya-instruktsiya-spetsialista-po-sotsialnoy-rabote-sotsialnaya-zaschita-i-sotsialnaya-pomosch

Специалист по социальной работе – кто это, должностные обязанности

Специалиста по социальной работе и. О нашей группе и о главных вещах, которым мы научились. Специалист по социальной работе отделения социальной помощи семье и детям

— Организация бизнеса — Кадры — Должностные инструкции — Чем занимается специалист по социальной работе — должностные обязанности

На сегодняшний день для россиян, испытывающих определенные жизненные трудности, нуждающихся в получении различного вида помощи, а также бытовых, медицинских или правовых услуг, организована деятельность лиц, предоставляющих социальные услуги, одним из которых является специалист по социальной работе (далее – ССР). В качестве сотрудника соцслужбы, он организует, координирует и оказывает испытывающим нужду в этом гражданам социальные услуги. Помимо этого, им разрабатываются и внедряются меры, направленные на повышение качества оказываемых услуг.

Основные требования к специалистам по социальной работе

Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:

  • консультировать;
  • оказывать квалифицированную помощь;
  • содействовать взаимодействию граждан, нуждающихся в получении помощи, с профильными организациями (государственными или общественными), способными её оказать;
  • анализировать имеющиеся у граждан проблемы медицинского и социального характера на основании проделанной работы и собранных сведений.

К практическим навыкам относится обязательное владение методпит:

  • консультированию в социальной и здравоохранительной сферах обратившихся к нему граждан;
  • оказания частной или коллективной психологической и/или социальной помощи;
  • проведения мониторинга, анализа и экспертного прогноза своей деятельности;
  • реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, подразумевающего следование основным принципам и нормам санитарии и гигиены.

Специалист по социальной работе должен:

  • знать Конституцию и законодательство Российской Федерации (особенно в области уголовного и гражданского права);
  • знать законодательные акты в области соцобслуживания населения, федеральной семейной политики;
  • владеть законодательными нормами, регулирующими права социально-незащищенных групп населения;
  • разбираться в основах таких дисциплин, как социология, психология, общая и семейная педагогика (в частности, владеть методической базой);
  • быть ознакомленным с современными научными достижениями в сфере социальной деятельности;
  • понимать специфику взаимодействия с различными соцгруппами;
  • знать и уметь применять на практике нормы и правила пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, санитарии и гигиены;
  • разбираться в этнических особенностях своих подопечных (нюансах их быта, воспитания, традиций).

Профессионально необходимые личностные качества специалиста

Умение устанавливать взаимоотношения с обратившимся за помощью или нуждающимся в ней так, чтобы суметь расположить его к себе и в дальнейшем помочь преодолеть трудную жизненную ситуацию – одно из основных качеств, которым должен владеть ССР.

Помимо этого, к другим не менее важным качествам ССР относится:

  • обладание высоким уровнем эрудиции и знаний в области социологии, психологии, педагогики и т.д.;
  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • сопереживание;
  • умение запоминать и анализировать;
  • умение управлять собственными эмоциями, вовремя от них абстрагироваться
  • хорошая концентрация и переключаемость внимания;
  • красноречие и хорошее владение словом;
  • аттрактивность;
  • высокое чувство ответственности;
  • пунктуальность;
  • профессиональный такт.

Духовно-нравственные качества ССР, требуемые ему для реализации своего функционала:

  • чувство социальной и гражданской справедливости;
  • милосердие;
  • сострадание;
  • умение давать оценку своим поступкам.

Должностные обязанности специалиста по социальной работе

Специалисту по социальной работе вменяется:

  • проявление уважения к личности и правам каждого гражданина, нуждающегося в оказании социальных услуг;
  • предоставление лицам, обращающимся за соответствующими услугами, правдивых и исчерпывающих сведений обо всех видах помощи, которая им положена;
  • выявление в зоне его ответственности (округ, микрорайон, организация и т.п.) граждан, нуждающихся в получении различного рода помощи (социальной, юридической, материальной, психологической и так далее), взятие их под особую опеку, устройство в соответствующие учреждения;
  • установление причинно-следственных связей, объясняющих, почему вышеперечисленные категории испытывают трудности;
  • содействие в координации общественных, государственных организаций по предоставлению необходимой помощи малоимущим;
  • пропаганда ЗОЖ, формирование здорового института семьи;
  • реализация мероприятий по предотвращению бытовых травм, а также увечий у подопечных, полученных ими в результате чрезвычайных происшествий или вследствие нарушения правопорядка;
  • консультация по вопросам социальной сферы (алгоритм разрешения трудностей в ячейках общества, самозащита, взаимодействие с лицами, не достигшими совершеннолетия и имеющими девиантное поведение);
  • предоставление социально-психологической помощи лицам, находящимся под социальным гнетом, юридической помощи в области трудового законодательства;
  • сбор и передача в соответствующие госорганы сведений и документации для лишения прав на несовершеннолетнего нерадивых родителей, взятие его под опеку или попечительство, оформление усыновления;
  • представление несовершеннолетних нарушителей закона в качестве общественного защитника;
  • содействие в создании и организации центров соцпомощи семьям (приютов, ассоциаций, объединений);
  • работа с лицами, пребывавшими в местах лишения свободы либо специализированных учебно-воспитательных центрах для их реабилитации и адаптации в социуме.

Специалист по социальной работе способен решать такие профессиональные задачи:

  • контроллинг и управление процессом оказания соцпомощи на различных уровнях (государственном и местном);
  • поиск и применение наиболее действенных методов оказания соцпомощи, защиты нуждающихся лиц;
  • выстраивание отношений с коллегами и улучшение взаимодействия в социальной среде;
  • проведение научно-практических исследований.

Права специалиста по социальной работе

К правам специалиста по социальной работе относится:

  • обеспечение материально-технической базой для оказания социальных услуг;
  • возможность получать необходимую документацию или иную информацию, непосредственно относящуюся к сфере его деятельности;
  • внесение предложений по улучшению качества работы собственному начальству (в рамках обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией специалиста);
  • получение социальных гарантий и других прав, в пределах предусмотренного законодательства;
  • предъявление требований к своему руководству по оказанию содействия в осуществляемой деятельности и получению своих правовых гарантий;
  • защита достоинства и профессиональной чести;
  • индивидуальный подход к выбору средств и методов ведения деятельности;
  • проведение работ в очередности, устанавливаемой по собственному усмотрению;
  • разработка исследовательской программы по согласованным с начальством направлениям;
  • участие в претворении в жизнь различных социальных проектов.

Область ответственности специалиста по социальной работе

Специалист по социальной работе в рамках, установленных действующим законодательством, несет ответственность за:

  • несоблюдение собственных должностных обязанностей, которые прописаны в соответствующей должностной инструкции;
  • утрату материальных ценностей работодателя из-за причиненного вреда (трудовое, гражданское законодательство);
  • совершенные в процессе собственной деятельности противоправные действия (административное, гражданское, уголовное законодательство).

Помимо этого, ССР ответственен за:

  • качество и добросовестность выполняемых им обязанностей;
  • ведение делопроизводства;
  • повышение собственной квалификации (согласно законодательно установленному порядку);
  • содержание в тайне любой информации о подопечных, полученной в ходе осуществления своей профессиональной деятельности;
  • поддержание соответствующего уровня собственных знаний, умений и навыков, необходимых в обязательном порядке для оказания квалифицированных социальных услуг;
  • использование гуманных методов работы с нуждающимся в получении социальных услуг.

(9 голос., 4,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/chem-zanimaetsya-spetsialist-po-sotsialnoj-rabote-dolzhnostnye-obyazannosti.html

Правсила
Добавить комментарий